Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема исповедальности в эпоху романтизма

Определение 1

Романтический исповедальный роман – это лирический монолог-исповедь героя.

Особенности романтического исповедального романа

Возникновение нового жанра литературы – романтического исповедального романа, связано с именем Шатобриана.

Замечание 1

В таком произведении внешний мир изображается условно, а все внимание обращено на раскрытие внутренней жизни главного героя, противоречивой и сложной, на его самоанализе.

В романы исповедального жанра автор вкладывает много личного, он временами даже сливается с героем. Современники за вымышленным сюжетом часто угадывали элементы автобиографии, а за героями – реальных людей. Появился даже термин «роман с ключом». Однако при всей субъективности, характерной для романтизма, в исповедальных романах содержится широкое обобщение - в них отражается состояние умов и сердец, вызванное эпохой социальных катаклизмов и потрясений, состояние, определенное романтиками как «болезнь века» - состояние индивидуализма. Шатобриан первым ввел в литературу персонажа, пораженного этой болезнью – героя, отстраненного от жизни общества, неприкаянного, одинокого, терзаемого скукой и разочарованием, враждующего со всем миром.

Основные черты исповедального романа:

  • Фокус повествования больше сосредоточен не на событиях, а на логике построения рассказа о них, на личном сюжете;
  • Конструируется личный сюжет центральным сознанием, исповедальным «я», который определяет выбор для рассказа значимых событий травматического характера, их последовательность в повествовании, а также оценку в двойной перспективе – настоящего и прошлого;
  • Завязка сюжета связана с кризисом личности, а развитие – с его попыткой самоопределения;
  • В композицию сюжета включаются фрагменты прошлого;
  • В повествовании используются приемы эстетизации исповедальности.

Определение исповедального романа связывает этот жанр с классическими исповедями (Руссо, Бл. Августин, де Квинси) и с автобиографическим повествованием. Часто исследователи сближают автобиографический роман с исповедальным.

Автобиография часто включает мотивы призвания, различение голоса повествователя, который обозревает свою жизнь с дистанции прожитых лет. Кроме того, нередко предполагается намеренное исключение или искажение каких-либо фактов жизни. В автобиографическом повествовании для исповедального романа установка на биографические детали не первостепенна. Для него важна установка на воспоминания травматического характера, на эпизоды, имеющие экзистенциальную значимость, которые складываются в особый сюжет. Часто в центре исповедального повествования стоит вопрос вины и стыда. Именно в процессе исповеди вина и стыд обретают личный опыт рассказчика. Вина ложится на субъект исповеди.

«Проблема исповедальности в эпоху романтизма» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Исповедальное сознание сосредоточено на травматическом опыте личности. Интрига исповедального романа от Шатобриана да Беккета, Беллоу, Исигуро, Фаулза, Макьюэна и т.д. состоит в том, чтобы заставить читателя сомневаться в способности повествователя – героя произведения передать, эстетизировать, переписать или же упразднить болезненный опыт. В таком языковом скептицизме соединяются две культурные парадигмы – постмодернистская и романтическая. Романтическая сосредоточена на поиске субъектом истины. Постмодернистская отказывает субъекту в эпистемологической и онтологической легитимности.

Исповедальный романтизм в произведениях Шатобриана и де Мюссе

В литературной жизни Франции нашла отражение борьба консервативных и передовых сио общества. Уже в начале 19-го века во Франции начинают свою деятельность ряд писателей, публицистов, философов. Их задача сводилась к ниспровержению идей Просвещения и революции. Они отрицали идеи просветителей, считая разум источником зла. Они предлагали восстановить религию, веру, церковь и отвергали идеи свободы совести и веротерпимости, которые отстаивали просветители, а также требовали восстановления единой католической церкви. Кроме того, они призывали к возвращению феодальной монархии, отвергая принцип народовластии.

К реакционным публицистам и философам французского романтизма примкнул ряд философов и писателей. Одним из ярких представителей реакционного романтизма является Ф.Р.Шатобриан. Его «Дух христианства» стал очень популярным произведением. Книга состоит из двух художественных отрывков, двух повестей, одна из которых является продолжением другой – «Атала» и «Ренэ». Действие в произведении разворачивается в Америке, среди дикарей. Герои, объединяющие обе повести – молодой француз Ренэ и старик дикарь Шактас. Шактас рассказывает французу о своей молодости, о том, как попал в плен, и как его спасла Атала, белая девушка, с которой они бежали в леса. Однако счастье влюбленных было недолгим, девушка покончила с собой из-за данного ее матерью за нее обета безбрачия.

Рассказчиком во второй повести является Ренэ, который передает старику трагическую историю любви к нему его сестры. Девушка, полюбил брата запретной любовью, уходит в монастырь. Молодой человек покидает Европу. Он, как и все романтические герои, предпочитает жизнь среди диких племен, так как в цивилизованных странах он видит только эгоизм, страдания и испорченность.

Замечание 2

В лице Ренэ Шатобриан показывает типичного героя реакционного романтизма с его «мировой скорбью» и пессимизмом. Ему кажется, что жизнь бессмысленна.

Это драма человека старого мира, для которого из-за революции оказались закрыты все перспективы.

Роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» - это повествование о чудовищном недуге, настигшем французское общество после кампаний Наполеона. Болезнь века – это меланхолия, которая овладела умами французов. Грандиозные имперские планы потерпели крах. Старые смыслы канули в прошлое, а новые не появились. Главный герой романа Октав пребывает в мрачном поиске любви.

Назвать произведение «Исповедью» означало для автора признаться в своих ошибках и взять на себя ответственность за них. Но он является сыном века, а значит, вся его неполноценность, испорченность обусловлена общими причинами. В начале романа де Мюссе объясняет эти причины.

Дата последнего обновления статьи: 28.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot