Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Присутствие читателя в произведении

Читатель и автор

В восприятии принято выделять две стороны. Когда происходит изучение произведения важным является естественный отклик на него. По мнению некоторых литературоведов и писателей, читатель во многом подобен ребенку, его реакция — это реакция души и сердца.

Помимо этого, читающий хочет понять, что именно он только что прочитал, какие впечатления получил, понять происхождение своих эмоций. Это и есть вторая грань восприятия литературного произведения. Читатели после того как они прочли некое произведение, на протяжении некоторого времени обмениваются своими мыслями и чувствами от просчитанного. Потребность в интерпретации своих чувств есть отклики на произведения.

Разум читателя и волю писателя достаточно непросто соотнести. Мнения ученых по этому поводу весьма неоднозначны. Одни считают, что инициатива читателя является абсолютной, другие же считают, что читатель в полной мере отдается воле автора. По мнению А. А. Потебни, смысл художественного произведения развивает вовсе не писатель, смысл развивается в уме читателя, таким образом задача писателя создать максимально гибкий образ, которому можно будет дать «самое разнообразное содержание».

Дурой ученый, А. П. Скафтымов имел противоположное мнение на этот счет, он считал, что читатель зависит от автора и утверждал, что читательское восприятие является вторичным, писатель ведет читателя по своему творческому маршруту, хороший читатель этот тот, кто сумел отдать себя все цело автору.

Замечание 1

Художественное произведение для читателя является и тем местом где присутствуют определенные чувства и мысли, автора, и стимулятором его собственных чувств, идей мыслей.

Рецептивная эстетика

В том случае, когда читатель конкретизирован и детализован в тексте, он присутствует в произведении напрямую. Зачастую писатели рассуждают о своих читателях, они могут беседовать с ними, предполагать их примерные ответы. Таким образом вполне оправдано говорить о образе читателя. В данном случае образ читателя является гранью художественной предметности. Прозаические произведения Пушкина, Гоголя, Салтыкова Щедрина невозможно в полной мере назвать художественными провидениями без живого общения рассказика с читателем.

«Присутствие читателя в произведении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Другой универсальной формой художественного восприятия субъекта является «концепция адресата». Этим адресатом может быть конкретный человек, например, как в посланиях А.С. Пушкина к своим товарищам; современники автора, примером этому являются рассуждения Островского о демократическом зрителе; так же это может быть далекий потенциальный читатель, например, как в статье Мандельштама «О собеседнике».

Понятие «читателя-адресата» особенно хорошо рассмотрено в работах немецких ученых 1970-е годов. Эти ученые входили в школу рецептивной эстетики. Представителями этого направления считаются Х.Р. Яусс, В. Изер, М. Науман.

Они считали, что художественный опыт имеет две составляющие:

  • продуктивную (креативную, творческую)
  • рецептивную (сфера восприятия)

Таким образом существует два вида эстетических теорий:

  • традиционные теории творчества
  • новая, теория восприятия, которую создали эти ученые, согласно ей, в центр не автор произведения, а тот кому оно адресовано. Автор способен воздействовать на читателя, это имеет решающее значение.
Замечание 2

Вторая сторона художнической активности, которая заключается в порождении смысла, сторонниками рецептивной эстетики отводится на второй план, хотя они признают ее наличие и необходимость.

В составе словесно-художественных произведений делается особый акцент на заложенный в них потенциал воздействия, так что структура текста рассматривается как обращение к читателю. Потенциал воздействия определяется восприятием реального читателя.

Реальный читатель

Наряду с адресатом (или иначе говоря потенциальным читателем) так же важен непосредственно и сам читательский опыт. Разные реальные читатели предъявляют к литературным произведениям совершенно разные требования. Эти требования могут как соответствовать природе литературы в определенный исторический период, так и не соответствовать, иногда крайне радикально. Художественный эффект в этом случае рассматривается как результат генерации авторской программы воздействия с восприятием читателя. Суть писательской деятельности, сводится к тому, чтобы рассмотреть горизонт читательских ожиданий, а также разрушить эти ожидания, предложив при этом читателям что-то новое. Читательская среда – зачастую является консервативной. От литературных произведений ожидают многого:

  • шокирующих эмоций
  • поучений
  • прописных истин
  • расширение кругозора
  • погружение в мир фантазий
  • эстетического наслаждения

Судьба художественного произведения зачастую определяется кругозором, вкусами и ожиданиями читателей.

Замечание 3

Читатель со своими литературными потребностями изучается в большей степени социологией, а не литературоведением.

Литература несомненно оказывает влияние на жизнь общества, это направление изучается такой дисциплиной как историко-функциональное изучение литературы. Главная область историко-функционального изучения литературы — бытование произведений в большом историческом времени. Важно так же пронаблюдать как оценивали произведения писателя его современники. При анализе любого литературного произведения важно изучить отзывы на тот момент, когда работа только была опубликована, так как именно в этот момент острота читательской реакции была в наивысшей степени.

Массовый читатель

Разные слои общества предпочитают зачастую разную литературу. В русской крестьянской, городской, ремесленной среде XIX в. люди предпочитали литература религиозно-нравственной направленности, например, жития святых. Долгое время к народному читателю не доходила так называемая «высока литература». Творчество большинства русских писателей не становилось достоянием народа. В подобной литературе народный читатель видел нечто чуждое его интересам.

Программу сближения образованного слоя с народным первым наметил Достоевский. Он призывал своих коллег по перу не с высока относиться к народным массам, а наоборот нести в эти массы просвещение. Достоевский считал необходимым для России, чтобы образованная часть общества соединилась народной.

Дата последнего обновления статьи: 02.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot