Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ художественного произведения

Исторический аспект

В общеобразовательной школе на уроке литературы школьники достаточно часто получают задание выполнить анализ художественного произведения, например, романа, поэмы, повести и так далее.

Приступая к анализу, следует подробно познакомиться с историческим контекстом произведения. Для нас является важным в каком году было написано произведение, какие исторические события могли повлиять на его идею и проблематику. Немаловажным будет указать, как долго автор находился в процессе написания этого произведения, и в какой период своей жизни он его сотворил.

Замечание 1

Здесь стоит отметить, что существует значительная разница межу исторической обстановкой и исторически-литературной обстановкой. Под исторически-литературной обстановкой обычно понимают типичные литературные направления, которые доминировали в момент написания произведения, место произведения среди произведений других писателей, написанных в это время, критику произведения, его оценку современниками.

Род и жанр

В литературе присутствует всего три основных направления:

Всего существует три видовые разновидности литературы:

  • эпическая литература – рассказывают об исторических событиях и героях
  • лирическая литература – рассказывает о высоких чувствах, любви, красоте и так далее
  • драматическая литература – произведение, построенное в виде диалога

Основными жанрами произведений являются:

  • роман
  • поэма
  • повесть
  • рассказ
  • пьеса

Концептуальный уровень произведения

Концептуальный уровень включает в себя:

  • тему
  • проблему
  • идею

Под темой произведения подразумеваю то, о чем в нем идет речь. Это явления и события, которые описывает автор в своём произведении. В произведении обычно присутствует несколько тем, их совокупность называется тематикой произведений.

Под проблемой понимают тот аспект, который авторхотел бы осветить больше всего.

Под идеей понимается основная мысль писателя, обычно писатель предлагает каким образом возможно решить поставленные в произведении проблемы.

В произведении так же есть пафос. Пафос – это та оценка, которую автор дает событиям, описанным в это произведении, отличается особой эмоциональностью.

«Анализ художественного произведения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные герои и организация произведения

В плане анализа необходимо описать основных героев, а также дать им краткую характеристику. Следует так же кратно перечислить второстепенных героев. Обязательно следует обратить внимание на то, как автор относится к каждому из главных героев.

То как построено и организовано литературное произведение называется композицией. К основным средствам композиции относят:

  • сюжет
  • конфликт
  • пролог
  • экспозиция
  • завязку
  • развитие действия
  • кульминация
  • развязка
  • эпилог

Под сюжетом понимают те события, которые происходят на страницах произведения. Сюжет произведения может быть изложен несколькими способами, например, в хронологической последовательности, а может с отступлениями и в прошлое или будущее. Иногда автор преднамеренно переставляет местами события произведения.

Замечание 2

В произведении могут присутствовать и несюжетные элементы, такие как вставные эпизоды и лирические отступления. Они нужны для того что бы автор мог высказать свои чувства, эмоции в отношении описываемых событий.

Конфликт почти всегда присутствует в произведении, это борьба взглядов, интересов, характеров. Конфликт может быть, как явным, так и скрытым, его степень варьируется в зависимости от развития сюжета.

Вступление к произведению называется прологом. Обычно в нем рассказывается о прошлых событиях, его цель – настрой читателя на чувственное восприятие произведения. В литературе пролог не всегда встречается в произведениях.

Большую роль в структуре произведения играет экспозиция. Экспозиция изображает условия и обстоятельства перед началом действий. В свою очередь экспозиция может развернутой, неразвернутой, ее место так же не всегда определяется в начале, она может встречаться и в середине и даже в конце. Благодаря экспозиции читатель знакомится с героями, обстановкой, временем.

После экспозиции следует такой элемент как завязка. Здесь завязывается конфликт и начинается сюжетная линия. Даже из завязки выходит развитие действий, начинается череда событий, усиливается конфликт, противостояние обостряется.

Самый напряженный момент произведения носит название – кульминация. На этом этапе достигается наивысшая точка конфликта. В кульминации отображена главная проблема произведения, в этот момент герои максимально показывают стороны своего характера. После кульминации автор обычно описывает решение конфликта или назначает пути его решения, этот этап в произведении носит название развязка. В развязке происходит заключение сюжета. В развязке автор так же может оставить конфликт не разрешенным, давая возможность читателю самому порассуждать над этим вопросом.

Эпилог - заключительная часть произведения, встречается не всегда. В этой части обычно описывается то что произошло после, как сложилась судьба героев, оцениваются действия произведения.

Принципы и элементы композиции

В этом пункте следует отобразить какой ведущий принцип композиции присутствует в произведении:

  • многоплановая композиция
  • линейная композиция
  • кольцевая композиция
  • хронологическая композиция
  • нехронологическая композиция

Необходимо так же сказать о дополнительных средствах композиции:

  • лирические отступления
  • вводные эпизоды
  • художественные предварения и обрамления

Следует упомянуть и о композиционных приемах, например, внутренние монологи, дневники.

Мнение автора

Оценка автора может быть прямой или косвенной. Необходимо указать каким образом автор описывает своих героев. Например, изображает в событиях, описывает внешность, черты характера или описывает с помощью диалогов и монологов.

Мнение автора так же прослеживается через те средства выразительности, которые он использует, описывая героев и события, например, эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллегории и другие.

Значение произведения и отличие его от других

В заключении следует рассказать об особенностях произведения, какие ему присущи характеристики, которые не встречаются в других произведениях.

В конце расскажите какое значение это произведение имеет для читателя. Автор анализа должен отобразить в этом пункте свои мысли, эмоции впечатления в отношении прочитанного. Так же следует рассказать об общественном значении произведения. Этот пункт представляет собой общий вывод анализа.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot