Трагедия — это драматический жанр, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу.
Сверхъестественное в творчестве У. Шекспира
В трагедиях У. Шекспира конфликты имеют реальное жизненное содержание, люди принимают решения сами, а действия разворачиваются в связи с человеческими поступками. Образы из потустороннего мира и силы природы задают фон трагедиям Шекспира, погружают читателя в атмосферу повествования. Но в мире, изображаемом Шекспиром, жизнь не является чем-то заранее данным. Она такая, какой ее делают люди. Это парадоксально, но именно гуманизм эпохи Ренессанса содействовал введению потусторонних сил, духов и призраков в драму Шекспира. Сверхъестественное встречается в таких произведениях, как:
- «Гамлет»,
- «Буря»,
- «Макбет» и т.д.
Сверхъестественное сопровождает каждого героя Шекспира, дает ему советы или запутывает в паутину своей хитрости. Но у Шекспира именно человек управляет своей жизнью, он сам совершает ошибки или принимает верные решения. В творчестве Шекспира отражены все аспекты эпохи его жизни и олицетворены вечные проблемы бытия. Реальное и потусторонне в его произведениях взаимодействую для того, чтобы показать истинный облик мира. Безусловно, на творчество драматурга влияют средневековые мотивы сверхъестественного, но в своих образах он не только показывает существование потусторонних сил. Он в каждом герое в первую очередь раскрывает человека, и совершенно неважно, в каком мире он окажется. Несмотря ни на что, душа человека остается душой. Шекспир, используя фантастические образы, перед читателем ставит вопросы о жизни и смерти, мести и справедливости, о человеке и обществе.
В его произведениях призраки – это своего рода мудрые проводники человека, но решения принимает и совершает поступки только сам человек.
На примере трагедии «Макбет» можно убедиться в том, что в качестве героев могут выступать и духи. В этом произведении призраки являются носителями гуманистических и философских проблем. Сверхъестественное в трагедии «Макбет» выступает в виде невинно убитых людей или ведьм, олицетворяющих страсти и хитрость Макбета.
Образы ведьм
В трагедии «Макбет» предсказания, несомненно, не просто играют важную роль – они, по сути, определяют развитие сюжета. Но значение пророчеств в этом произведении оказывается гораздо серьезнее, чем это кажется при поверхностном знакомстве с ним. Но прежде чем проанализировать роль предсказаний в трагедии, следует рассмотреть образы тех, кто помог Макбету стать королем.
Военачальники шотландского короля Дункана Макбет и Банко однажды в пути встречают трех ведьм. Образы ведьм фантастичны. Непонятно, это женщины или мужчины. Шекспир наделяет ведьм атрибутами, которые согласно средневековым поверьям, являются обязательными для злых колдуний. Важными знаками для них являются кваканье жабы, мяуканье кота, они собираются на закате и варят из зловещих ингредиентов чародейное зелье. То есть, драматург изображает типичных ведьм. Но под гротескными образами полуночных черных ведьм скрываются могущественные и грозные древние богини судьбы, которых называли парками, норнами, мойрами.
Само слово «ведьма» не всегда имело выраженный негативный смысл. Изначально оно означало «знающая».
А уродливое обличье, которым наделил драматург предсказательниц, является следствием христианских воззрений на древние языческие обряды и божества. Однако смысл встречи героев с ведьмами от этого не меняется. Волею безжалостных сестер перед Макбетом и Банко приоткрылась завеса, которая скрывает грядущую судьбу.
Роль предсказания в трагедии «Макбет»
Конечно, тема рока в литературе не является новой. Авторами многократно обыгрывались сюжеты, в которых герой уже заранее обречен. Но как он себя поведет перед лицом судьбы – это всецело выбор самого человека. но даже в понимании древних рок не так уж грозен. Как правило, у героя всегда есть выбор, только он его не всегда замечает. В трагедии Шекспира де ситуация несколько другая, нежели в античных трагедиях. Кажется, что предсказания трех ведьм не таят ничего дурного, а даже наоборот, они обещают власть и славу. Вот только обещание грядущего величия для человека может оказаться испытанием. Не случайно драматург вводит в произведение мотив двойного предсказания – судьбы Банко и судьбы Макбета. Обещания, которые дают им ведьмы, в определенной степени схожи, но различается реакция героев. Банко и не подозревает о том, какие страшные мысли возникли в уме его товарища. Сам же он готов любую судьбу принять с достоинством и мудрым спокойствием.
Чтобы понять причину такого различного отношения к будущей славе и величию у Макбета и Банко необходимо снова вернуться к образам ведьм. Именно в таком обличье ярче выступает пренебрежительное отношение древних божеств к простым смертным. И не случайно то, что ведьмы в произведении предстают ученицами Гекаты – древнегреческой богини, покровительницы колдовства. Однако Шекспир изображает ведьм, намекая на их связь с адскими силами, согласно традициям Средневековья. Ведьмы не просто хотят поиздеваться над людьми, они желают приобрести себе верного прислужника. Ведьмы знают, что Макбет в глубине души мечтает о власти и славе. И возможно, именно они внушают ему мысли об убийстве короля. Но человек сам решает, принять ему какой-то помысел или отвергнуть его. И Макбет принимает, пусть и не без колебаний. Предсказание пробудило в герое худшие свойства его натуры, и он не сумел их обуздать.
Человек сам выбирает добро или зло. Но личность Макбета лишена внутреннего мира, в отличие от Банко. С одной стороны, он понимает преступность замысла, но с другой жаждет поскорее получить предсказанное ведьмами. В рамках добра честолюбию Макбета тесно, хоть он и понимает, как нужно отнестись к предсказанию.
Но в том, что произошло с Макбетом, виновно не предсказание. Все, что он совершил, это воля самого Макбета, отрицающего человеческие и божественные законы. И даже перед гибелью он не вспоминает о Боге, он думает только об обманчивых предсказаниях, на которые слишком сильно надеялся.