Повествование – это изложение серии событий или фактов и установление связей между ними.
Понятие повествования
Повествование – это материальная основа события «рассказывания» (М. М. Бахтин). Это понятие необходимо отграничивать от сюжета – события, о котором рассказывается в произведении.
Но кроме этого широкого значения термин «повествование» может иметь несколько определений:
- Повествование – это история, рассказанная повествователем
- Повествование – это риторическая форма, которая заключается в повествовании о событиях и причинно-следственной связи между ними
- Повествование – это форма дискурса, главной целью которого является сообщение о каком-либо событии или серии событий
- Повествование – это определенные фрагменты текста, как правило, эпического.
Для уточнения содержания и функции понятия «повествование» необходимо обратиться к истории этого термина.
Традиционная для отечественного литературоведения терминология восходит корнями к «теории словесности» 19 века. В свою очередь, «теория словесности» опиралась на ученик о формах построения прозаической речи (описание, повествование, рассуждение), разработанное классической риторикой. Впоследствии, место рассуждения среди этих форм заняла характеристика.
Приблизительно с середины 1960 годов, преимущественно под влиянием трудов М. М. Бахтина, появилось резкое противопоставление прямой речи персонажа, являющейся предметом авторского изображения, речи, целью которой является изображение предмета (как правило, такими являются все высказывания рассказчика или повествователя). В результате этого вся совокупность имеющих изобразительные задачи высказываний стали называть повествованием, а описание и характеристика, прежде равноправные с ним, стали составными элементами повествования. В результате повествование пробрело следующее определение.
Повествование – это весь текст эпического литературно-художественного произведения за исключением прямой речи.
Таким образом, произошло расширении объема понятия повествования при сохранении самого термина. Сам термин «повествование» авторами посвященных классификации типов повествовании работ никаким образом не оговаривают. Поэтому целесообразно сопоставить «повествование» с «характеристикой» и «описанием» в качестве композиционных форм речи, которые в составе художественного целого выполняют различные функции.
Повествование и система композиционных форм речи
Передача читателю разного рода сообщений является лишь одним из возможных вариантов роли рассказчика или повествователя в качестве посредника. В связи с этим, необходимо выяснение места повествования среди огромного количества композиционно-речевых форм, составляющих единую художественную систему.
Термин «композиционно-речевые формы» обозначает:
- Фрагменты текста художественного произведения, обладающие типической структурой и приписанные творцом произведения «вторичным» субъектам изображения (рассказчику, повествователю, персонажу).
- «изображающие высказывания», приписанные либо принадлежащие другим авторам (цитаты, эпиграфы) или никому не приписанные (как правило, такими являются названия произведений за исключением тех, которые являются цитатой).
Все композиционные формы речи выполняют принципиально различные функции, если рассматривать их с точки зрения авторского замысла о субъекте высказывания или с точки зрения самого субъекта высказывания. В первом случае можно рассуждать о структуре высказывания, во втором – о предметной направленности.
Каждая из композиционных форм речи восходит к определенному жизненному речевому жанру и выражает непосредственно общий замысел автора об изображенном мире. Все эти формы размещены между двумя «полюсами»:
- С одной стороны, находятся такие речевые фрагменты, как название художественного произведения, его глав, эпиграфы, предисловие. Эти формы, как правило, не входят в кругозор рассказчика (повествователя) и персонажей, то есть они непосредственно автором адресованы читателю. Главным предметом, о котором говорят эти формы, является текст произведения, а не вымышленная реальность.
- С другой стороны, находятся высказывания персонажей, которые направлены на находящийся в их кругозоре предмет, то есть находящийся именно в вымышленной реальности, и учитывают только не принадлежащего к этой реальности адресата (персонажи не знают о существовании читателя и автора). Такие высказывания даются в виде несобственно-прямой либо прямой речи.
Отсюда понятно, что посредническая функция повествующего субъекта должна направляются не только на изображаемую в произведении действительность, но и на чужую речь об этой действительности.
Речь персонажей, непроизнесенная и произнесенная, вводится при помощи типических формул (например, «подумал он», «она сказала» и т.д.). Такие же шаблонные выражения применяются и для перехода повествователя от одного сообщения о поступках, событиях, времени, месте и причинах и свершения, к другому (например, «между тем как…», «в то время как…», «обратимся к...» и т. д.). Также с помощью аналогичных специальных выражений в текст вводятся характеристики и описания. Следовательно, к области повествования относя и те фрагменты текста, посредством которых в него включаются и присоединяются друг к другу разные композиционные формы речи. Другими словами, в составе произведения есть и фрагменты, не имеющие предметную направленность и выполняющие чисто композиционные функции. Именно в этой двойственности повествования, которое сочетает информативные, направленные на предмет функции (особые) и композиционные, направленные на текст (общие), заключается причина распространенного мнения о том, что характеристика и описание являются частными случаями повествования. Также в этом состоит объективная основа частого смешения автора с повествователем.
Композиционные функции повествования являются одним из вариантов его посреднической роли, и учет и этих функций дает возможность определить итоговое понятие.