Соц-арт — это направление искусства постмодерна, сформировавшееся в 70-е годы 20 века в СССР в рамках альтернативной культуры, противостоящей официальной идеологии.
Утопия и антиутопия в эпоху постмодерна
Под влиянием эпохи постмодерна утопия как философская идея и как литературный жанр обрела новое наполнение. В 70-е годы 20 века термин «постмодернизм» распространяется на литературу. Это время появления «нового романа», который характеризуется поливариантным мировоззрением. А понятие «миры-утопии» рассматривается по аналогии с фантастическим романом, оказавшим определяющее воздействие на сюжеты современного утопизма. Составляющими элементами миров-утопий являются:
- пространственно-временная организация;
- жанровый смысл;
- функции героя.
Для характеристики постмодернистских утопий в современной литературе появляются различные модификации термина «утопия». Это «дистопия» - нечто противоположное утопии как идеальному, совершенному миру, образ государственной организации, который демонстрирует крушение любых утопических иллюзий. Появляется и «антиутопия» - критическое повествование об обществе, построенном по утопическим принципам. Но антиутопия, сохраняя все приемы, характерные для утопии, коренным образом меняет ракурс рассмотрения идеального общества. и лейтмотив утопии – признание неистинности существующей социальной реальности – в антиутопии заменяется признанием неистинности самого утопического проекта.
Кроме дистопии и антиутопии, появляются такие понятия, как контратопия, обозначающая выбор из двух воображаемых социумов, и энтопия – реализованный идеальный проект.
Субъекты утопии, ее носители, находясь на разных позициях в социальном поле, формулируют идеи, которые отражают современное состояние общества, и предлагают свои варианты «лучшего социума», оказывающие непосредственное влияние на социальные процессы. В результате многие постмодернистские утопии существуют в форме практопий.
Неологизм «практопия» был введен Э. Тоффлером для обозначения не лучшего из возможных миров, но более благоприятного для человека, более практичного, чем тот, который существует.
В практопии есть место грязной политике, болезням и дурным манерам. Это не статичный мир утопии, застывший в нереальном совершенстве. Но в то же время практопия не воплощает воображаемый идеал прошлого. Она не является, в отличие от антиутопии, воплощением концентрированного зла. В парктопии нет милитаризма и безжалостной антидемократичности. Она не разрушает окружающую среду, не нападает на соседей, не обезличивает граждан. Она предлагает позитивную, реалистичную альтернативу современной реальности. Общество постмодерна в определенной степени представляет собой практопическое будущее.
Концептуализм и соц-арт
Концептуализм (соц-арт) – это направление в культуре 20 века.
Направление концептуализма сформировалось в 1960-1980-е гг. в русле постмодернизма. Часто произведения концептуалистов представляют собой лишь проекты. Однако концептуализм утверждает новый тип свободы – существование человека, не вписанное в рамки идеологических сюжетов. Такая бесцельная игра способствует активизации жизненной энергии, дает импульсы к восприятию, свободному от идеологических клише. Главной задачей подобных игр является освобождение пространства от предыдущих идеологий и возвращение к первоначальной тишине, которая предшествовала рождению новых смыслов.
Концептуализм получил развитие на советской почве по ряду причин, важнейшими из которых были причины идеологического порядка. Концептуализм в русской культуре представлен в первую очередь в форме соц-арта, в более идеологизированном, социологизированном варианте. Это было искусство игры обломками тоталитарной идеологии. Проведение четкой границы между концептуализмом и соц-артом невозможно. Но концептуализм – это более широкое понятие, чем соц-арт. Суть концептуализма, в отличие от соц-арта, не исчерпывается стремлением к разрушению и развенчанию. Основными признаками соц-арта и концептуализма являются:
- развенчание официальной идеологии;
- соц-арт – своеобразный полигон, где язык очищается от старых штампов;
- соц-арт предлагает различные формулы, модели, конструкции, стимулирующие развитие художественной мысли.
Соц-арт при своем появлении заявил о себе как о течении, противостоящем официальному искусству соцреализма. Отсюда вытекала его важнейшая цель – критика существующих стереотипов, как идеологических, так и культурных, «фундаментального лексикона» тоталитарного общества. И предполагалось полное развенчание.
Главным приемом соц-арта стала ирония, выступающая под маской привычных схем и штампов, от того более злая и действенная. Штамп доводился до абсурда, превращался в свою противоположность. Концептуалисты в своих произведениях отображали не действительность, а ее идеологическое отражение. Еще одной особенностью соц-арта является его язык. Корни соц-арта кроются в стремлении раскрыть возможности языка, попытках обыграть языковые стереотипы, столкнуть различные значения слов – русский язык для такой словесной игры предоставляет поистине большие возможность.
Язык соц-арта – это язык сплошных цитат. Концептуалисты цитируют известные произведения, лозунги и т. д.
Долгое время соц-арт воспринимался в качестве антитезы соцреализму, официальному советскому искусству. Именно соц-арт унаследовал основные черты социалистической эстетики:
- любовь к концептуальным обобщениям, схемам, идеям;
- вторичность;
- сознательную цитатность.
Среди русских концептуалистов ярко выделяется Владимир Сорокин. В творчестве писателя сочетаются поэтика постмодернизма и авангард. Основу поэтики Сорокина составляет пародия, принципиальная вторичность. Она вынесена в заглавия, предельно обнажена, выставлена напоказ. Писатель пародирует классические романы, советские песни, рассказы. А композиция произведений Сорокина – это поиски способа склеить множество пародий воедино.
Многие исследователи рассматривают соц-арт как аналог поп-арта. Но вместо товаров массового потребления, обыгрываемых поп-артом, соц-арт берет продукты «идеологические».