Дискурс – это процесс языковой деятельности, речь; способ говорения.
Понятие дискурса
Дискурс – это многозначный термин гуманитарных наук, в которых предмет исследования прямо или косвенно предполагает изучение функционирования языка – семиотики, литературоведения, лингвистики, этнологии, социологии, антропологии, философии.
Однозначного, общепризнанного определения понятия «дискурс», которое охватывало бы все случаи его использования, не существует, и возможно, это обусловливает широкую популярность этого термина в последние несколько десятилетий: различные понимания, связанные нетривиальными отношениями, достаточно успешно удовлетворяют разного рода понятийные потребности, модифицируя традиционные представления о диалоге, речи, стиле, тексте и даже языке. В 1999 году вышел сборник работ, посвященный французской школе анализа дискурса. Во вступительной статье к этой работе П. Серио приводит список из восьми различных пониманий. Также до сих пор не устоялось ударение в этом термине – чаще всего встречается ударение на втором слоге, однако ударение на первом слоге тоже не является редкостью.
С позиции современных подходов, дискурс –сложное коммуникативное явление, которое кроме текста включает и экстралингвистические факторы (мнения, знания о мире, цели адресата, установки), необходимые для понимания текста.
Наиболее отчетливо можно выделить три главных класса использования термина «дискурс», которые соотносятся с различными национальными традициями и вкладом конкретных авторов.
К первому классу относятся непосредственно лингвистические употребления термина дискурса. Исторически первым использование этого термина было в названии статьи американского лингвиста З. Харриса «Дискурс анализ», которая была опубликована в 1952 году. но в полной мере термин «дискурс» стал востребованным в лингвистике приблизительно через два десятилетия. Сами по себе собственно лингвистические употребления термина разнообразны, однако в целом прослеживаются попытки развития и уточнения традиционных понятий текста, речи и диалога.
Переход от понятия речи к термину «дискурс» связан со стремлением ввести в принадлежащее де Соссюру классическое противопоставление речи и языка третье понятие, являющееся парадоксальным образом и «более речевым», чем сама речь, и в то же время, в больше мере поддающееся изучению при помощи традиционных методов лингвистики. С одной стороны, дискурс понимается как речь, которая вписана в коммуникативную ситуацию и потому являющаяся категорией с более выраженным, по сравнению с речевой деятельностью индивида, социальным содержанием.
По словам Н. Д. Арутюновой, дискурс – это речь, погруженная в жизнь.
С другой стороны, практика современного дискурсивного анализа связана с изучением закономерностей движения информации в рамках коммуникативной ситуации, которая осуществляется, в первую очередь, через обмен репликами. То есть описывается некоторая структура взаимодействия в диалоге, что продолжает структуралистскую линию, начало которой положил Харрис. Первый класс понимания понятия «дискурс» в основном представлен в англоязычной научной традиции.
Второй класс употребления этого термина восходит к французским последователям структурализма и постструктурализма, в частности, к М. Фуко. Позже это понимание частично было модифицировано М. Пешё. В последние годы этот термин вышел за границы науки и стал популярным в публицистике. За этим использованием термина просматривается стремление уточнить традиционные понятия стиля в наиболее широком значении и индивидуального языка (например, политический дискурс). Термин дискурс, понимаемый таким образом, описывает способ говорения и имеет определение чей или какой дискурс. Такое определение можно рассматривать как указание на коммуникативную особенность субъекта социального действия. Следует заметить, что этот субъект может быть индивидуальным, абстрактным, групповым.
Третье употребление термина прежде всего связано с именем немецкого социолога и философа Ю. Хабермаса. В данном употреблении дискурс – это особый идеальный вид коммуникации, который осуществляется в максимально возможном отстранении от традиций, социальной реальности, коммуникативной рутины, авторитета и т.д. и имеет своей целью критическое обсуждение и обоснование действий и взглядов участников процесса коммуникации.
Кроме того, термин «дискурс» может использоваться не только как родовой, но и относительно к конкретным образцам взаимодействия (например, «длительность данного дискурса составляет две минуты»).
Виды дискурса
Существует три разновидности дискурса:
- Устный
- Письменный
- Мысленный.
Самым главным разграничением в классификации дискурса является противопоставление письменного и устного дискурса. Прежде всего такое разграничение связано с каналом передачи: при письменном дискурсе – визуальный, при устном – акустический. Иногда различие между письменной и устной формами использования языка приравнивают к различию между текстом и дискурсом, однако такое смешение не является оправданным.
Устный дискурс является исходной, фундаментальной формой существования языка.
Письменный дискурс, несмотря на то, что в течение многих столетий пользовался большим престижем, является производным от устного. По сегодняшний день большинство языков существуют только в устной форме. Однако реальное сопоставление письменного и устного дискурса как альтернативных форм существования языка началось только в 1970-е годы.
Различие в канале передачи имеет важные последствия для процессов письменного и устного дискурса:
- В устном дискурсе понимание и порождение осуществляются синхронизировано, в письменном – нет.
- При устном дискурсе наблюдается явление фрагментации, то есть речь порождается интонационными единицами, отделяемыми паузами.
- При письменном дискурсе происходит интеграция в предложения и другие синтаксические конструкции.
- При письменном дискурсе между говорящим и адресатом нет контакта в пространстве и времени
- При письменном дискурсе наблюдается отстранение адресата и говорящего от описываемой информации.
Человек может пользоваться языком, при этом не производя ни графических, ни акустических следов языковой деятельности. В этом случае следует говорить о мысленном дискурсе. Язык при мысленном дискурсе используется коммуникативный, однако одно и то же лицо является и адресатом, и говорящим. Мысленный дискурс ввиду отсутствия легко наблюдаемых проявлений изучен недостаточно. Мысленный дискурс еще называют внутренней речью. Наиболее известное исследование мысленного дискурса принадлежит Выготскому.