Проза – это нестихотворная литература, в отличие от поэзии.
Понятие прозы
Образованному и культурному человеку трудно представить себе жизнь без литературы. Существует огромное количество разнообразных жанров и стилей, в которых творили и продолжают творить писатели. Большинство людей привыкли считать, что проза — это то, что не является сказкой, рассказом или стихотворением с рифмой. Данное толкование понятия можно назвать лишь отчасти правильным. Определение слова «проза» более глубокое.
Под термином «проза» подразумевают текст в устном или письменном формате, обладающий такими признаками, как отсутствие ритма и рифмовки.
По-другому можно сказать, что это произведение, в котором отсутствует поэтическая подоплека. Предложения в таких текстах пишутся последовательно и следуют друг за другом, составляя единую целостную композицию без деления на небольшие отрезки (строки и строфы) в соответствии с определенным заданным ритмом.
Прозу можно считать противоположностью поэзии. При этом важно учесть тот факт, что существуют отдельные литературные жанры, сочетающие в себе как поэтические, так и прозаические элементы, то есть возникшие на стыке двух направлений творчества.
История возникновения прозы
Если смотреть с исторической точки зрения, можно заметить, что поэзия появилась раньше, чем проза. Она возникла как синтетическое искусство, чем-то схожее с музыкальными произведениями. Предназначение поэзии долгое время носило сакральный характер.
Поэзию во все исторические периоды люди разных положений и сословий использовали в качестве языка для заклятий, заговоров, ритуалов, связанных с мистикой, а позднее также для молитв, обращенных к богам и традиционных народных песен. Проза появилась немногим позже, первые произведения возникли в период поздней античности. Функции у нестихотворной литературы были совершены иными.
Проза изначально делится на самостоятельные жанры. Первым из таких стал роман, он стал невероятно востребован в европейских странах, а позже такие произведения стали читаться людьми по всему земному шару. Свое название жанр получил благодаря его родине – древнему Риму. Первым произведением прозаического направления стал роман Петрония «Сатирикон». Это была книга, повествовавшая о нравах современного автору общества, рассказывающая, в том числе о его многочисленных пороках.
Проза всегда была не столь абстрактна и мистична как поэзия. Нестихотворные произведения зачастую описывали самую обычную жизнь общества и людей, в подобных текстах раскрывалась сущность простого бытия. Именно в прозаическом формате чаще всего высмеивались и клеймились конкретные неугодные обществу люди.
Происхождение и первоначальные функции прозы укоренилось в сознании людей и истории литературы. Именно поэтому и в современном романтическом направлении существует некое сравнение поэзии и прозы, сопоставимое с чем-то кардинально противоположным, как небо и земля, духовное и материальное.
Нельзя сказать, что проза всегда уступала поэзии или наоборот. В разные исторические эпохи эти два направления были более или менее востребованы, они торжествовали, последовательно сменяя друг друга.
Как правило, при политических или социальных обострениях, связанных с определенными яркими событиями в жизни государства и общества на первый план выходила поэзия. В приятные времена стабильности люди чаще обращались к прозаическим произведениям, в частности особенно востребованным всегда были романы.
Важно также отметить, что творческие пути многих русских писателей были связаны с закономерным переходом в их произведениях от поэтического направления к прозе. Немногие знают, что такие писатели, как Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский, известные широкой общественности как авторы прозаических произведений, на заре своей карьеры активно писали стихи.
Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин отмечал, что с возрастом многих писателей начинает клонить в сторону прозы. Однако нельзя забывать и про авторов, которые на протяжении всего своего пути творили в одних и тех же жанрах или направлениях. Таких было довольно много, наиболее яркими являются И. А. Гончаров и А. А. Фет.
Двадцатый век можно назвать периодом настоящего расцвета прозы. Данное жанрово-родовое явление стала доминировать в литературе. Актуальность прозаических произведений была связана, прежде всего, с целями, ставившимися писателями и проблемами того периода, с которыми им предстояло бороться.
Жанры прозы
Нестихотворная литература неоднородна, поэтому в ней выделяют достаточно большое количество отдельных жанров со своими особенностями.
Исторически сложилось деление прозы на три глобальные категории: крупная, средняя и малая.
К жанру крупной прозы причисляют масштабные произведения:
- саги,
- эпопеи,
- романы-эпопеи,
- романы.
Средняя проза предполагает только два жанра произведений, немногим меньших по объему, ими являются роман и повесть.
Малая проза включает в себя небольшие тексты:
- новеллы,
- эссе,
- сочинения,
- очерки.
Принято также выделять направление фольклорных жанров к числу таких принято относить сказки, сказы, побасенки, басни прозаического характера.
Проза считается более понятным направлением в литературе за счет того, что написана она прямым и последовательным текстом в отличие от поэзии, где для передачи мыслей часто используются замысловатые словесные конструкции, художественные образы и приемы. Однако это вовсе не значит, что прозаические произведения более легкие или поверхностные, чем труды поэтов.
Для написания действительно качественного и актуального произведения в жанре повести или романа, творцу необходимо тщательно понимать все особенности проблемы, общества или предмета, о котором он собирается повествовать. Работа над прозаическими произведениями требуют ничуть не меньшего труда, чем над стихотворением. Для подлинно художественной прозы характерно прочное ритмическое построение. В таком произведении выверено каждое слово, каждая часть фразы.