Жеста – это жанр французской средневековой литературы эпического содержания.
История создания, жанр произведения
«Песнь о Роланде» является главным памятником французского эпоса («шансон де жест» (жеста)).
Жеста – это песнь о деянии.
На сегодняшний день известно около сотни жест, созданных в период с 1 по 13 вв. Бродячие певцы-жонглеры исполняли chansons de geste под аккомпанемент виолы или арфы на ярмарках и в замках феодалов. Объем жест, как правило, составлял от одного до двадцати тысяч стихов, поэтому иногда на исполнение жесты уходило несколько дней.
В жестах могли изображаться конфликты внутри феодальной знати, однако особой популярностью пользовался каролингский эпос.
Каролингский эпос – это песни о «каролингском возрождении», о времени правления императора Карла Великого.
В народной памяти Карл Великий заслонил собой всех других правителей своей династии. Он считался идеальным королем, создателем могущественной державы, защитником веры. Император Карл является одним из главных героев произведения «Песнь о Роланде».
Историческая основа «Песни о Роланде» изложена в арабских и франкских хрониках. В конце 18 века Испания подверглась нашествию мавров. Карл в 778 году вмешался в спор мусульманских правителей на территории Испании, но экспедиция оказалась неудачной. Карлу пришлось снять осаду Сарагосы. На пути во Францию Карл был атакован отрядами басков, которые исповедовали христианство и хотели отомстить франкам за разрушенные поселения. Баски взяли верх над французами. Единственная хроника среди погибших в бою упоминает некоего Хруодланда, то есть эпического Роланда.
Этот эпизод жонглеры превратили в картину войны Карла с сарацинами за христианизацию Испании.
Существует 9 вариантов песни, самым известным из которых является Оксфордский список. До нас дошли 289 тирад. Текст «Песни» был записан предположительно в 1170 году.
Одна тирада содержит 7-17 стихов в строфе, всего 4002 стиха, которые соединены ассонансами.
Поэма по своей форме является эпической и может быть причислена к жанру исторических песен, в которых события прошлого рассказаны через перечисление военных описаний.
Черты эпического повествования прослеживаются во всех строфах произведения.
Идея, тематика, проблематика произведения
Идея «Песни о Роланде» - осуждение анархической формы феодализма и прославление рыцарства. Главный герой поэмы, Роланд, принадлежал именно к рыцарству.
С идеей сопряжена главная мысль произведения. Автор воспевает смелость, доблесть, честь главного героя и презирает хитрость, предательство и подлость. Он пытается донести до читателя, что настоящим народным героем может быть лишь человек, обладающий безудержной отвагой. Однако кроме этого качества важно, чтобы герой был прямодушным, человечным, преданным своему народу и своей Родине. Еще одна сторона главной мысли произведения – настоящий герой всегда рассчитывает лишь на себя.
Тема «Песни о Роланде» - вечная борьба добра и зла. Автор противопоставляет рыцарской доблести подлость хитрецов и предателей.
Сюжет и композиция
Сюжет «Песни о Роланде» выстроен на двух темах:
- Феодальная месть;
- Борьба против сарацин.
Эпический сюжет произведения отличается последовательностью и простотой, несмотря на множество персонажей. Толчок к возникновению разногласий между главным героем Роландом и Гвенелоном - ссора, которая была вызвана предложением Роланда отправить в Саргосу Гвенелона в качестве посла Карда Великого. Прибытие Блакандрина, сарацинского посла, который должен был по поручению своего отца Марсилия лживыми заверениями в покорности, обещаниями щедрой дани добиться согласия Карла Великого на вывод войск из страны. Это вызвало необходимость во встречном посольстве. Это опасное и почетное поручение было возложено на отчима Роланда Гвенелона. Гвенелон предложение Роланда расценил как оскорбление, которое требует мести. В дальнейшем Гвенелон пустил в ход все способы, вплоть до измены и предательства.
Вершина развития повествования – Ронсевальская битва. Роланд и его сподвижники – Готье де л’Ом, граф Оливье, архиепископ Турпин – отражают атаки мавров, но погибают. Карл возвращается в Ронсеваль. Император, разгромив врага, обвиняет в измене Гвенелона. Таким образом, композиция произведения состоит из следующих частей:
- Посольство Блакандрина, предательство Гвенелона;
- Бой в Ронсевале, смерть Роланда;
- Разгром врага Карлом, месть императора;
- Судебный процесс и смерть Гвенелона.
Характеристика героев произведения
На первом плане в «Песни о Роланде» находятся основные персонажи, затем – второстепенные. Также автор говорит о рядовых воинах как о бравых бойцах, дает перечисление многочисленных полков. Эпическая поэма изображает преимущественно рыцарей-воителей и говорит общими словами о народе, главном действующем лице больших исторических событий.
Роланд, главный герой поэмы, «весел лицом», «красив станом». Он является лучшим другом Карла. Роланд требует беспощадной войны до победного. Роланд горяч и горделив. Отступление он считает трусостью. Роланд – отважный воин, но он не обладает стратегическим мышлением полководца и военачальника, и потому из-за его ошибки и гордости погибло многотысячное войско. Роланд вспыльчив, не сдержан, непредсказуем.
Оливье осторожный, вдумчивый, с чувством ответственности за своих солдат. Он разгневан на Роланда за его чрезмерную самоуверенность и упрекает его за то, что тот не трубит о помощи. Оливье отбирает свое согласие на брак Роланда и своей сестры Альды.
Трупин – взявшийся за оружие средневековый церковник. Он пользуется авторитетом, к его мнению прислушиваются и Оливье, и воины, и даже Роланд. Карл Великий – мудрый и справедливый правитель, хранитель страны.
Гвенелон – красив, «румян лицом», имеет бравый вид, статен. Но он заносчив, мстителен и коварен. Гвенелон единственный, кто не хотел отправляться в Сарагосу в качестве посла. Но Гвенелон мстит только Роланду, оставаясь преданным вассалом короля.
Брамимонда – супруга Марсилия. Она признает превосходство христианства над другими религиями.
Альда – сестра Оливье, возлюбленная Роланда. При известии о смерти Роланда умирает.