-Нибелунги – это в германо-скандинавской мифологии и эпосе древний род карликов, хранителей древних сокровищ на рейнских землях.
Традиции изложения сюжета о Нибелунгах
Основу героического эпоса составляют исторические события, которые запечатлены в памяти народа и этой памятью искаженные. Сказание о Нибелунгах имеет неоднородную историческую основу. Сказание о падении Бургундского королевства относится к событиям 5 века, когда Первое Бургундское Королевство было уничтожено гуннами во главе с Аттилой. Сборник сказаний племени бургундов, который сохранился на латинском языке, содержит имена их правителей: Гундомарис, Гибика, Гундахариус, Гислахариус. Эти имена знакомы нам по «Песни о Нибелунгах». Однако до сих пор археологи не нашли артефактов, подтверждающий существование на Рейне поселений племени бургундов. Ученые не располагают предметами материальной культуры, которые подтверждали бы реальность событий, описываемых в мифе.
Сочетание в «Сказании о Нибелунгах» исторического и сказочного начала – интересное культурное явление. Сказка, с одной стороны, является одной из древнейших форм народного литературного творчества, с другой стороны – это отражение неких ритуалов и обычаев. Сказание о Нибелунгах, таким образом, оказывается на стыке традиций героических песен, основывающихся на историческом материале, и сказочной традиции. Другого подобного примера в европейской культуре неизвестно.
Достоверно не установлено происхождение этого сказания, сложенного из разрозненных элементов. Неизвестно также, существовали ли когда-либо тексты, которые можно было бы назвать прапеснью о Нибелунгах.
Автором самой известной теории эволюции сказания о Нибелунгах является А. Хойслер, но современные лингвисты поднимают вопрос о достоверности умозаключений ученого.
Существует две традиции изложения сюжета о Нибелунгах:
- Скандинавская (северная). Эта традиция нашла отражение в «Саге о Вельсунгах» и в «Эддах»;
- Южногерманская (южная): «Песнь о Нибелунгах».
Эти традиции друг от друга отличаются не только разными формами имен (например, Гудрун – Кримхильда, Сигурд – Зигфрид, Хаген – Хегни, Гуннар – Гунтер), но и сюжетными ходами и трактовками. Но существуют и произведения на стыке двух традиций («Сага о Тидреке», датские и фарерские баллады). Эти произведения, кроме баллад, были написаны приблизительно в одно время – в 13 веке, но в них отражаются разные этапы социально-культурного развития европейского общества. Так, в «Гренландской песни об Атли» из «Старшей Эдды» подчеркивается, что Гудрун мстит за убийство братьев. В других же произведениях Гудрун с помощью Атли мстит за мужа, убитого братьями. Возможно, речь идет о неравномерном развитии социально-правовых отношений у германских народов в момент фиксации сказаний о Нибелунгах.
Социальные и правовые аспекты в сказаниях о Нибелунгах
Социальные и правовые вопросы являются неотъемлемой частью культуры и периодически оказываются предметом исследования на материале сказаний о Нибелунгах. Примером могут служить работы, посвященные социальному положению лиц, например, Зигфрида, главного героя первой части «Песни о Нибелунгах». Так, Зигфрид является вассалом Гунтера. При этом статус вассала мог быть различным: существовали свободные вассалы, имеющие благородное происхождение, и несвободные. Несмотря на все попытки, исследователи не смогли пока найти ответ на вопрос о статусе Зигфрида по отношению к Гунтеру.
Интересной является и проблема статуса мести в сказаниях о Нибелунгах. Например, Ю.А. Клейнер, который на материале «Старшей Эдды» рассуждает о закономерности смерти Сигурда, приходит к таким выводам: процветание героя после совершения даже справедливого убийства было несовместимо с героическим сознанием германцев, в котором «правовой» компонент занимает существенное место. Невозможность уладить конфликт и неминуемая гибель героя отличает его от странствующего рыцаря, а германское героическое сказание от «рыцарского романа», строящегося на другой основе.
«Песнь о Нибелунгах», будучи «осовремененной» на рубеже 12-13 вв. неизвестным автором, сохраняет черты древних сказаний и является важным историческим документом, свидетельствующим о культуре древних германцев а эпоху раннего Средневековья.
Сватовство Гунтера к Брюнхильде, возможно, является наиболее архаичным сказанием, которое восходит к сказкам. В северных сагах информации об отношениях Брюнхильды и Сигурда практически нет. Лишь в «Саге о Вельсунгах» есть сведения о браке, заключенном между Сигурдом и Брюнхильдой. «Сага о Вельсунгах» при этом, как и другие произведения скандинавских народов, в подробностях раскрывается жизнь Сигурда, без акцента на мести его жены Атли или убийцам Сигурда.
Еще одним доказательством архаичности сюжета сказаний о Нибелунгах является мотив драконоборчества Зигфрида и клада Нибелунгов. Борьба с драконом в «Песни о Нибелунгах» представлена вскользь. Также здесь не развита и тема клада Нибелунгов. С одной стороны, это культурный анахронизм. С другой – он очень важен для завершения «Песни о Нибелунгах», ведь Хаген погибает именно за отказ выдать место, куда он спрятал клад.
Важной является и тема свадьбы Кримхильды и Этцеля. Эта тема отражает события, современные автору «Песни о Нибелунгах». Именно в этом проявляется важность этого произведения для изучения европейской культуры. «Песнь о Нибелунгах» сохраняет архаичные черты германского общества раннего Средневековья и одновременно является отражением социальных процессов.
«Песнь о Нибелунгах» - это уникальный документ, который объединяет христианские мотивы, присущие автору этого произведения, и рудименты ранних стадий развития германского общества. Несмотря на большое количество исследований, остается много вопросов, связанных с происхождением сказаний о Нибелунгах, эволюцией и бытованием сказания. Сказания о Нибелунгах хранят сведения о разных стадиях развития германской культуры.