Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Отличие западноевропейского романа от русского

Определение 1

Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях, о чем-то совершившемся.

Этапы развития жанра романа

До середины 19 века исследователи выделяют четыре этапа развития жанра романа. С конца 16 века развивается плутовской роман, сохраняющий свою популярность до начала 18 века. В период с 16 по 18 вв. также создаются два своеобразных произведения, которые органически впитали в себя традиции ренессансной эпопеи: «Робинзон Крузо» и «Дон Кихот».

В конце 17 века зарождается новый тип романа – психологический, который сыграл впоследствии большую роль в мировой литературе («Принцесса Клевская»). Однако на первом этапе развития жанра романа именно событийный плутовской роман является наиболее характерной и распространенной формой. Ему близок просветительский роман событийного типа (произведения Смолетта, Филдинга, Мариво и т. д.).

Начиная с середины 18 века на первом плане оказывается психологический роман. Основным предметом изображения в таком произведении становятся душевные искания и странствия. И впервые в истории мировой литературы мир человеческой души показывается столь крупным планом, как в произведения Ричардсона, Руссо, Гете, Стерна.

Замечание 1

«Сентименталистский» этап развития романа является преддверием кризисной эпохи истории жанра – романтической.

В начале 19 века формируется особый тип исторического романа, задача которого – заменить поэму, основанную на историческом материале. Однако роман в собственном смысле отходит на второй план, оказывается под угрозой растворения в лирическом монологе. И если у Стерна, Голдсмита, Ричардсона, Руссо, Гете присутствует объективный психологический анализ, то в романе романтическом на первом плане оказывается субъективное самораскрытие. Но этот метод не соответствует специфическим целям романного искусства.

«Отличие западноевропейского романа от русского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Еще одно характерное течение этого периода – попытка создания аллегорического романа («Генрих фон Офтердинген» Новалиса, «Люцинда» Ф. Шлегеля). Однако аллегоризм как принцип с искусством романа несовместим.

После окончательного становления буржуазного общества зарождается и активно развивается роман классического типа – произведения Диккенса, Стендаля, Флобера. Классический роман синтезирует отдельно формировавшиеся стороны искусства романа:

  • напряженную и сложную систему событий (как в романах Филдинга);
  • широкий взгляд на мир (как в «лирических» произведениях);
  • психологический анализ (как у Руссо и Стерна).

Поэтому именно эпоха классического романа – эпоха истинной зрелости этого жанра.

В 18 веке роман еще не входит в поэтику и теоретическую систематику жанров. Он даже в эстетике Гегеля играет роль «меньшего брата» эпопеи, о котором говорится лишь скороговоркой, под занавес. А в эпоху Диккенса и Бальзака роман занимает свое место в теории литературы и осознается как ведущий, основной жанр.

Особенности повествования в различных типах романа

Отдельным этапам развития романа соответствуют различные способы повествования:

  • для романа 16 - начала 18 вв. характерен рассказ от первого лица;
  • для произведений 18 – начала 19 вв. – форма дневника или переписки;
  • для романа конца 19 века – форма «объективного» повествования от автора.

Рассказ от первого лица в плутовском романе непосредственно противопоставляет героя, по какой-то причине выпавшего из прочной системы отношений, и враждебный ему, чуждый мир. Герой такого романа – только формирующаяся личность. Он рассказывает о событиях, в которых принимал участие, но не о самом себе. Однако благодаря тому, что он говорит об этих событиях своим голосом, сам, перед читателем вырисовывается образ героя. Повествование в плутовском романе – это не просто речь от первого лица, это «живой» рассказ человека. Это создает действенность, подлинную событийность.

Основной формой повествования в психологическом романе 18 века является дневник или дружеская переписка героев. И такой способ повествования очень содержателен. Именно дружеская переписка – послания, вызванные не практической потребностью, а стремлением к духовному общению с другим человеком (или с воображаемым собеседником, если речь идет о дневнике). Структура таких писем воплощает идею душевных исканий.

Особенности русского и западноевропейского романа 19 века

Столь же существенным является установление формы объективного авторского повествования в романе конца 19 века. В таком романе ни повествование от первого лица, ни форма дневника или переписки не могли быть господствующими, так как они неизбежно оказывались бы односторонними. В то же время в роман широко входят голоса героев в виде диалога. В частности, это вызвало идею о драматизации эпоса в романе.

Именно в конце 19 века роман обретает подлинно эпическую органичность и объективность. Действие в романе предстает в виде саморазвивающейся жизни, а голос автора не выступает на поверхность. Поэтому романы Флобера, Теккерея, Бальзака ближе к классическому эпосу. А лиризм и драматизация никак не нарушают прочности и эпической объективности стиля. Все это достигается последовательным проведением формы повествования от третьего лица.

Однако эта форма исчерпала себя, и в натуралистическом романе объективность превращается в объективизм, в импрессионистической прозе она подменяется субъективизмом. Поэтому классический период западноевропейского романа завершается в конце 19 века.

Развитие русского романа 19 - начала 20 века происходило во взаимодействии с мировым романом. Формирование русского романа – это результат творческого овладения и дальнейшего развития традиций предшествующей литературы. Великие русские романисты, будучи тесно связанными с жизнью своего народа, исходили из опыта русской общественной жизни, традиций и в то же время учитывали все достижения мирового художественного слова.

На разных этапах развития мирового романа руководящая роль в этом процессе принадлежала представителям различных национальных литератур. После периода расцвета испанского романа лидирующая роль в развитии романного жанра в 18 веке перешло к немецкой, английской и французской литературам. А во второй половине 19 века на первом месте оказался русский реалистический роман, который стал одной из вершин реалистического искусства эпохи.

Существенной стороной новаторства русских романистов, в частности, Достоевского и Толстого, является то, что в их произведениях глубоко и открыто утверждается специфическая форма жанра романа, предстающая как слияние, синтез речи первого и третьего лица. Именно в несобственно-прямой речи «внутренних монологов» Толстого и «диалогической» прозе Достоевского двуголосие романной прозы стало очевидной и подлинной основой словесного искусства.

Дата последнего обновления статьи: 09.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot