Конфликт — это столкновение противоположных взглядов действующих лиц в сюжетных художественных произведениях.
Конфликт в художественном произведении
Конфликт, развивающийся внутри сюжета, бывает нескольких видов:
- внутренний, где герой ищет себя,
- межличностный - описывает разлад двух представленных персон,
- внеличностный - вражда мира и личности.
Это своеобразный прием, вокруг которого и развивается весь основной сюжет произведения. Герой сталкивается с противодействующими силами, которые пытаются склонить его на свою сторону, будь то борьба добра и зла, все решающая судьба или близкий человек. В художественных произведениях, как правило, исключительный герой находиться в исключительных обстоятельствах, которые и развивают всю дальнейшую историю любого романа. Появление конфликта ведет к духовному развитию главного героя. Накал страстей повышает заинтересованность читателей и критиков, без изюминки, как известно, никого не завлечь на шоу, а если герой вовлечен сразу в несколько интриг, это повышает интерес к произведению. Ниже рассматриваются несколько типов конфликтов, которые пользуются популярностью среди авторов прошлых и нынешних художественных произведений.
Психологический конфликт (внутренний). Герой настолько противоречив, что борется со злом внутри себя и извне, которое давит на него морально. Персона находится в стрессовом состоянии, которое нужно преодолеть, дабы освободиться от создавшегося натиска. Каждый уважающий себя романтик ищет свободы, а для того чтобы что-то получить нужно что-то отдать взамен. Героя мучают внутренние противоречия, но он находит себя или смысл своей жизни.
Социально-бытовой конфликт - это спор между личностями. Можно разобрать миллионы ситуаций, представленных в художественных произведениях, но суть одна. Взаимодействие различных идей, претендующих на главенство. Борьба, в конечном итоге, может закончиться безрезультатно. Ссора возникла на пустом месте, там же она и осталась. Не важно, это тема любви, политики или религии. Герой либо доказывает свою правоту, либо проигрывает, либо обе стороны остаются при своем мнении.
Любовный конфликт - это возникшие проблемы между возлюбленными. Не всегда размолвка рождается между двумя людьми, иногда это может быть треугольник или вмешательство со стороны родителей, друзей и прохожих. В конечном итоге, персонаж может потерять возлюбленного или умереть сам, зачастую такой тип конфликтов предоставляет читателю самую яркую драму.
Символический конфликт образа и реального мира. Герой пытается влиться в реальный мир, но он слишком жесток и опасен. Границы сливаются, и личность сталкивается с необъяснимыми препятствиями, которые взаимодействуют в конфликте. Прямое развитие героя до предельной точки.
Философский конфликт мировоззрений – это борьба мнений о политике, любви, религии и т. п., рассуждения вслух ни о чем и обо всем одновременно.
Философские рассуждения превращаются в нити, из которых соткан гобелен мироздания. Он необъятен для понимания одного человека, поэтому и существует миллион разных мнений, но все они имеют право на существование.
Идейный конфликт близок к философскому, но тут скорее прямая борьба конкретных сформированных групп. Общество делится пополам, и герой обязан причислить себя к одному из них, происходит революция и раскол целостности группы. В конечном итоге одна из сторон должна победить. Тут можно отмечать внутренние конфликты героев, которые могут сомневаться на счет правильности своего выбора. Также зачастую вмешиваются межличностные конфликты, которые сталкивают героев с близкими людьми, принимающие противоположную сторону. Заканчивается, как правило, такая ситуация большими потерями.
Романтический конфликт
Основной конфликт романтической литературы – конфликт между личностью и миром. А разные формы этого конфликта составляют сердцевину всех романтических произведений. Романтическое сознание в философии нашло полное воплощение в субъективном идеализме Фихте, по мнению которого человеческое Я – это не только единственная реальность, но и колоссальная творческая сила, созидающая мир и равная самосознанию человечества. Романтикам была близка и натурфилософия Ф. Шеллинга, который говорил о «мировой душе» - единой живой силе природы, которая в себя заключает единство объекта и субъекта.
Личность при этом воспринималась как средоточие духовной жизни. С. Франк называет романтическое понимание личности романтическим гуманизмом. С начала 19 столетия в романтизме и идеализме возникла новая форма гуманизма. Просветительство своим узким рационализмом оттолкнуло религиозно и эстетически живые натуры. С другой стороны, Французская революция, плод просветительской философии, внезапно обнаруживший человеческое существо в его злом, слепом, демоническом начале, отвергавшемся просветительством, стал экспериментальным обличением неправды и поверхностности гуманизма просветителей.
В идеализме и романтизме сложилось новое понятие о человеке, согласно которому, сущность человека – не в разуме, а в том, что он является средоточием и вершиной космических сил, и доброта человека – это плод духовного самовоспитания человека, а не его прирожденное свойство.
Но оптимизм был лишь начальной точкой романтического мироощущения, в скором времени его сменило разочарование, которое стало естественным следствием несбывшихся надежд. Именно в смене настроений проявилась подвижность романтического сознания. С. Франк отмечал, что 19 век открывается чувством «мировой скорби». В мироощущении романтиков – Леопарди, Байрона, А. Мюссе, Лермонтова, Тютчева, Баратынского, в пессимистической философии А. Шопенгауэра, в жуткой фантастике Гофмана, в трагической музыке Бетховена, иронии Гейне звучит сознание одиночества, сиротства человека в мире, безнадежного противоречия между его личными, интимными потребностями и надеждами человеческого сердца и социальными условиями существования, осознание трагической неосуществимости надежд.
Романтики противопоставляли жизнь человеческого духа низменности материального бытия. И из ощущения его неблагополучия возникает культ неповторимой личности, который воспринимается как единственная опора, точка отсчета жизненных ценностей. Романтики мыслили человеческую индивидуальность как абсолютно самоценное начало, противопоставленное окружающему миру. а героем романтической литература становится личность, оторванный от старых связей. И в силу этого эта личность исключительна. Главными героями произведений романтиков становятся одинокие мечтатели, художники, люди, наделенные глубокими страстями и колоссальной силой чувств. Герои могут быть злодеями, но никогда – непосредственностями. Они наделены мятежным духом. А градация несогласия с мироустройством у них может быть раной: от мятежной неуспокоенности Рене до тотального разочарования в людях, как у героев Байрона. Романтический герой всегда в состоянии духовного предела.