Идеализация – это последовательная трансформация действительности в художественном произведении, которая выражается в создании идеальных образов.
Становление жанра плутовского романа
Жанр плутовского (пикарескного) романа возник в Испании в 16 веке. В своем классическом виде он просуществовал до конца 18 века. Плутовской роман возник как антитеза пасторальным и рыцарским романам, которые были широко распространены в литературе испанского Возрождения. Пикарескный роман, в противовес произведениям, изображающим сказочную вневременную и вненациональную реальность, впервые ввел в литературу историческое пространство и время.
Жанровыми особенностями плутовского романа являются:
- Автобиографическая форма повествования;
- Широкая социальная панорама жизни разных слоев общества;
- Открытая эпизодическая композиция.
Первым образцом плутовского романа является «Ласарильо с Тормеса».
На рубеже 16-17 столетий появился роман Матео Алемана «Гусман де Альфараче», который в значительной степени стал предтечей романов эпохи барокко.
Развитие жанра пикарескного романа связано с особыми условиями испанской действительности той эпохи:
- Распад патриархальных отношений;
- Появление большого количества деклассированных элементов;
- Обнищание значительной части идальго и крестьян;
- Процветание обмана и надувательства во всех сферах жизни.
Эти факторы обусловили жанровые особенности плутовского романа.
Особенности плутовского романа
Содержание такого произведения – история похождений и приключений некоего авантюриста, хитреца, плута. Как правило, он является выходцем из низших слоев общества. Все поступки героя романа имеют лишь одну цель – любым путем достигнуть благополучия и богатства. Как правило, повествование в романах этого жанра ведется самим авантюристом. Благодаря этому читатель словно переносится на место плута и невольно проникается симпатией к нему. Зачастую пикаро оправдывает свои поступки необходимостью выживать в равнодушном, жестоком мире. Обычно жертвами проделок героя пикарески являются добропорядочные обыватели, криминальные элементы, чиновники, иногда такие же плуты, как он сам.
Пикаро, в переводе с испанского - плут, хитрец, мошенник, - это герой плутовского романа, литературный и социальный типаж.
Плутовской роман – противоположность рыцарскому роману. Герой плутовского романа, пикаро – герой без принципов и морали, в отличие от идеализированного героя рыцарского романа. действие плутовского романа происходит в повседневном быту, где наиболее полно и ярко отражается картина мира общества, современного роману. Названия многих произведений этого жанра пародировали сложные заглавия рыцарских романов («История жизни пройдохи по имени Дон Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников» Ф. де Кеведо). Главная черта плутовского романа – ирония, и это отличает его от произведений того времени, наполненных идеалами служения Королю и Богу.
Ирония – это вид комического, осмеяние, содержащее осуждающую, отрицательную оценку предмета критики.
Плутовской роман является одним из первых комических жанров литературы.
Для плутовского романа типичным является то, что художественное время не сводится лишь к биологическому взрослению героя. Одновременно с биологическим временем течет и меняется психологическое время плута. Герой в начале произведения практически всегда добродетелен и наивен (либо он себя таковым считает). Однако с развитием сюжета и взрослением пикаро начинает приобретать черты, свойственные проходимцам. Повествование пикаро при этом всегда содержит неприкрытую правду жизни с пороками, ошибками, соблазнами, причем не только «своими», но и окружающих. Писатель от лица пикаро обличает не только ему подобных хитрецов и мошенников, но и все слои общества. Этот феномен прослеживается в любом произведении этого жанра.
Автор через правдивое описание жизни преподносит свою картину мира, свои отношения и взгляды к тем или иным явлениям, событиям, устоям, социальным типам современного ему общества. Писатель, таким образом, показывает людям их недостатки со стороны, иронизирует или даже напрямую высмеивает жадных чиновников, распутных служителей церкви, глупых невест, неверных жен, мужей-рогоносцев и т.д.
В пикареске показ общественной среды преимущественно приобретает сатирический характер. Авторы в плутовском романе изображают изнанку жизни, поэтому юмор и сатира здесь часто имеют грубый «физиологический характер». В пикареске часто используются просторечные слова и другие средства языковой выразительности, в которых отражается языковая картина мира, реакции на определенные явления, представления.
Таким образом, плутовской роман – это один из немногих жанров в истории литературы, отражающий реальное восприятие авторами действительности, современной им, без приукрашиваний и искажений этого восприятия. Автор только преувеличивает некоторые события и явления для того, чтобы читатель мог правильно сосредоточить свое внимание на важных посылах и мыслях, предлагаемых автором.
Развитие плутовского романа
Плутовской роман изменялся, эволюционировал, приобретал новые черты. В первых пикаресках («Ласарильо с Тормеса») главный герой представлен в образе «плута поневоле», и только в конце произведения плутовство становится его образом жизни и мыслей. В поздних плутовских романах герой уже представлен в образе «плута по призванию». Жизнь пикаро для него – это средство освобождения и самоутверждения, хоть даже иллюзорного и временного, от общественных пут.
Широкая популярность первого плутовского романа «Ласарильо с Тормеса» породила череду произведений в этом жанре. Наиболее яркими из них являются:
- «Хитрая Хустина» Андреаса Переса де Леона. Этот роман необычен тем, что в нем описывается жизнь женщины-пикаро;
- «Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче» М. Алемана;
- «История пройдохи по имени дон Паблос…» Ф. Де Кеведо;
- «Хромой бес» Луиса Велеса де Гевары;
- «Маркос из Обрегона» В. Эспинеля.
Эти произведения являются примерами классического испанского пикарескного романа 17 века.