Куртуазная любовь – это понятие из кодекса поведения рыцаря, сводящееся к проявлению утонченной любви. Это форма взаимоотношений между рыцарем и Дамой.
Концепция куртуазной любви в романе о Тристане и Изольде
Одним и наиболее популярных сюжетов западноевропейской литературы является средневековая легенда о любви Тристана, юноши из Леонуа, и Изольды Белокурой, королевы корнуэльской. Легенда возникла в кельтской народной среде, впоследствии вызвала многочисленные литературные интерпретации. Роман «Тристан и Изольда» имеет ряд черт, характерных рыцарскому роману:
- Ссылки на мифологические и библейские сюжеты;
- Описание личности Тристана как героя, обладающего рыцарскими качествами;
- Наличие сказочных мотивов;
- Предопределение судьбы.
В романе о Тристане и Изольде утверждается любовь, которая далека от куртуазных норм. Здесь изображается любовь страстная, пылкая, плотская, и такая любовь не осуждается, о чем свидетельствует постоянное вмешательство божественной справедливости. Особенно вмешательство провидения очевидно в эпизоде, когда Тристан прыгает в пропасть, но остается целым и невредимым. Или же в эпизоде с «мечом целомудрия», когда провидение заставляет юношу положить меч между собой и Изольдой. По существу, этим благоволением высших сил вопрос о греховности любви снимается. Конечно, эта любовь, как и всякая супружеская измена, греховна, однако греховна именно с точки зрения общественной морали.
А любовь Тристана и Изольды имеет оправдания:
- Любовь возникла до брака, юноша в честном поединке добился девушки, и по праву она принадлежит ему;
- Любовь не священна, скреплена напитком, который связал друг с другом Тристана и Изольду;
- Эта любовь не может быть счастливой.
Любовь Тристана и Изольды не приносит счастья не потому, что девушка обвенчана с другим, и не потому, что Тристан связан с Марком сложными психологическими отношениями. Вся проблема заключается в характере Тристана. Он любит Изольду, но сам же постоянно создает препятствия для своей любви. Он с легкостью преодолевает социальные препятствия, но внутренние, психологические барьеры для него оказываются практически непреодолимыми. Тристана постоянно раздирают два противоположных, взаимоисключающих чувства: любовь к Изольде и любовь к Марку. Каждый раз он принимает попеременно противоположные решения. И так поступать он обречен до самой смерти.
Непоследовательность – главная проблема Тристана, и она же приводит к трагическому исходу.
Эволюция концепции любви в романах о Тристане и Изольде
Первым этапом эволюции легенды является валлийский. Мотивы легенды, которые закреплены в письменных памятников, на протяжении долгого времени существовали только в устной передаче, так как у кельтов достаточно долго существовал запрет на запись мифов и легенд. В связи с этим от валлийских легенд до наших дней дошли только фрагменты. Не полностью сохранились и континентальные тексты.
Часто в валлийских «Триадах», относящихся в 12 или 13 векам, упоминаются герои легенды о Тристане, однако из-за фрагментарности текста невозможно судить о структурных компонентах сказания на ранней стадии.
Именно из «Триад» становится известно, что Тристан был великим воином, который побеждал всех противников. А Марк был «названным» отцом Тристана. Главная тема легенды – любовь Тристана к жене дяди.
«Тристан» Беруля принадлежит к эпической традиции. Доподлинно неизвестна дата возникновения этого произведения. Некоторые исследователи относят роман к 1191 году. В книге Беруля отражена типологически более ранняя фиксация легенды. И здесь изображена не куртуазная любовь. Тристан и Изольда понимают, что нарушают общественные установления. Понимают они и то, что не правы по отношению к Марку. Но при этом они не испытывают подлинного раскаяния. А внутренним оправданием им является не только любовный напиток, но и всепрощающее чувство любви. Для той эпохи такая концепция безоговорочной правоты любви не являлась чем-то исключительным.
Поэма «Тристан-юродивый» является переходом к «куртуазной» версии истории. В поэме отражены господствовавшие к провансальской куртуазной лирике концепции любви, например, любовь как служение даме. Роман о Тристане и Изольде Тома рассматривался всегда в составе «куртуазной» версии кельтской легенды. Однако в его произведении нет безоговорочного подчинения даме, нет утонченной игры в любовь, нет капризной возлюбленной, нет мотива любовной награды и подвигов во имя любви. Произведение Тома включает опыт куртуазного романа, но в первую очередь, в изображении любви как противоречивого, сложного чувства. В связи с этим применительно к роману Тома можно говорить лишь о «куртуазных» приемах раскрытия чувства любви, а не о куртуазной концепции любви. В романе Тома отношение Тристана и Изольды к своему чувству совсем другое, чем у Беруля. Любовники убеждены в своей правоте и не считают, что нарушают общественные установления. Любовный напиток в этой интерпретации легенды является лишь простым символом. Для Тома высшее право и высший закон – роковая сила любви. И изображение этой силы является основным в его произведении. На первом месте у Тома – правда переживания и правда чувства. Тома не осуждает героев, но не осуждает и общественные установления, которые препятствуют их счастью. Трагический финал истории для Тома неизбежен.
Готфрид Страсбургский, немецкий поэт начала 13 века, подошел к интерпретации истории о Тристане и Изольде иначе. Он ко многому подходит с иронией и восхищается хитроумными выходками любовников, которые легко обманывают простоватого, доверчивого Марка и его окружение. В любви Тристана и Изольды поэт не видит ничего рокового и мистического, считает, что в ней не было вмешательства высших сил. Этим Готфрид признает законное право земной чувственной любви, даже если она нарушает общепринятые нормы. Он подчеркивает светлую сторону отношений героев.
Однако в романе о Тристане и Изольде кроме любви между мужчиной и женщиной присутствует и другая любовь – к своему народу, к своей земле, к своим родным. В этом случае подразумевается любовь между племянником и дядей – Тристаном и Марком.