Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе

Замечание 1

Советская литература - это совокупность литературных произведений, изданных в Советском Союзе.

Тема революции в отечественной литературе

Одним из лучших памятников любой эпохи являются произведения художественной литературы. Немало произведений посвящено теме революции 1917 года. Революция разделила писателей не по степени таланта, а по идейной направленности. С. Есенин, В. Маяковский, А. Блок, А. Фадеев, К. Тренев, М. Светлов, А. Серафимович, Н. Тихонов приветствовали это великое событие. Тот, кто не смог принять новую идеологию, заплатил за это изгнанием и даже жизнью. Среди этих писателей были И. Бунин, И. Бабель, И. Шмелев, А. Ахматова, М. Цветаева, М. Зощенко, М. Булгаков и другие.

И. Бунин в своем дневнике «Окаянные дни» выражает резко отрицательное отношение к свершившейся революции. В строгом смысле слова, это даже не дневник, так как Бунин по памяти восстанавливал записи и художественно их обрабатывал. Писатель воспринимал большевистский переворот болезненно, называл его разрывом исторического времени. В «Окаянных днях» Бунин хотел сравнить увядающую красоту прежнего и трагизм, бесформенность нынешнего времени. Революция для писателя была не только торжеством тирании и поражением демократии, в первую очередь она была для него невосполнимой утратой жизненного строя, победой бесформенности. Бунин за распадом российской прежней жизни видит распад всей мировой гармони. И единственное утешение писатель находит в религии.

Замечание 2

Бунин ощущал личную ответственность за произошедшую в стране, по его мнению, культурную катастрофу. Он корил себя за равнодушие к делам религии, считал, что к моменту революции душа народа была пуста.

«Октябрь 1917 года в отечественной литературе и кинематографе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В. Маяковский же воспринял революции с большим энтузиазмом. Его восторженное отношение к этому событию проходить красной нитью через все творчество. Революцию он называет «благословенной», «великой». Но он прекрасно понимает, что смена власти – серьезное общественное потрясение, несущее в себе не только свободу для простого народа, но и голод, разруху, болезни, разгул пьянства и криминала. Поэтому Маяковский в оценке событий 1917 года беспристрастен, он не тешит себя иллюзиями.

Характер поэзии Маяковского в послеоктябрьские дни заметно меняется. Поэт воспринимает революционные перемены как воплощение ожиданий и надежд. Доминирующим пафосом поэзии Маяковского становится героика и оптимизм. Главным методом творчества поэта первых послереволюционных лет становится революционный романтизм, а основной темой – борьба за утверждение нового общества. Для Маяковского будущее и коммунизм стали практически синонимами. А новый строй стал его кредо, символом веры. Многие мотивы и темы поэзии Маяковского получают новое направление, а пафос его произведений становится более публицистическим, жестким. Для поэзии Маяковского характерны жизнеутверждающие мотивы, которые контрастируют с мрачным пафосом многих дореволюционных произведений.

Октябрьский переворот, приход большевиков к власти интеллигентами того круга, к которому принадлежал А. блок, воспринимались как трагедия. И поэма Блока «Двенадцать» на этом фоне прозвучала явным контрастом, так как многим современникам поэта она показалась очень неожиданной, даже кощунственной. Современников Блока смутил сюжет поэмы. Но для самого поэта разгул стихии, находящейся в центре произведения, является символом противостояния обывательскому покою и уюту. Блок сквозь вой пурги и ветра услышал музыку революции. Поэт точно ощутил то страшное, что вдруг ворвалось в жизнь – обесценивание человеческой жизни, которую отныне не охраняет никакой закон. От убийства не удерживает теперь и нравственное чувство, ведь нравственные ценности обесценились. Даже вера в Бога не в состоянии удержать от темных проявлений человеческой души. Разгул революционной стихии Блок воспринимает как народное возмездие. России предстоит пройти через жестокое и страшное, но в этом поэт видит ее очищение. Россия должна пройти через это страшное, погрузиться на самое дно, чтобы вознестись в небу. Путь героев поэмы «Двенадцать» - это путь от хаоса к гармонии. Поэт верит в грядущее воскрешение России, в то, что скоро наступит светлое будущее.

М. Булгаков принимал непосредственное участие в революции. Писатель служил военным врачом и у белых, и у красных. Отношение Булгакова к революции постепенно становилось все негативнее, писатель понимал, что она не принесла стране ничего, кроме несчастий и разрухи. Булгаков не принял революцию, и отношения с новой властью у писателя были очень напряженные. Роман «Белая гвардия» - один из немногих «деполитизированных» произведений о революции и гражданской войне. В произведении много автобиографичного. В романе писатель противопоставляет две группы офицеров – те, кто приняли революцию и пытаются наладить жизнь в новых реалиях, и те, кто ненавидит большевиков. В романе писатель воплотил идею сохранения родного очага, дома после всех потрясений революции и гражданской войны. А в доме Турбиных угадывается дом Булгакова на Андреевском спуске в Киеве.

Революционная тема в кино

В советском и в российском кино революционная тема претерпевала различные и жанровые, и сюжетные изменения, обусловленные изменениями, которые происходили в общественном понимании событий того времени.

Замечание 3

Октябрьская революция, Великая Отечественная война, образ вождя являлись «стержневыми» темами отечественного кинематографа.

В первые годы после революции кино располагало только возможностями кинохроники. В кинодокументах-хрониках были запечатлены:

  • События демонстраций;
  • Выступления вождей;
  • Передвижения солдат и т.д.

Но это были кадры, в которых лишь фиксировались события, и не было ни намека на художественность.

В середине 20-х годов появились фильмы В. Пудовкина, Эйзенштейна, Довженко, где тема революции приобрела эпический характер. В них открывается новая идея о народе как о творце истории. Наиболее известными фильмами этого периода являются:

  • «Броненосец Потемкин», «Стачка», «Октябрь» (Эйзенштейн);
  • «Конец Санкт-Петербурга», «Мать», «Потомок Чингисхана» (В. Пудовкин);
  • «Арсенал» (Довженко).

После отображения эпического образа народа, сделавшего революцию, в советском кинематографе появляется тема человека. Создается образ борца, образ строителя – личности, воспитанной самой революцией, проникнутого ее идеями («Мы из Кронштадта», «26 комиссаров», «Щорс», «Окраина»).

В 50-70-е годы происходит возрождение кинолент о революции. Центром картин становится снова человеческий характер. Кинохудожники исследуют бытовую сторону жизни в ее соотнесенности с великими идеями, «создавшими» новое государство и нового человека («Коммунист»).

В послевоенный период тема революции представляется в другом ракурсе. В этих фильмах показана трагедия личности. Это фильмы о тех, кто оказался вне основного потока событий или о тех, кто встал на противостояние революции. Часто такие фильмы создавались по художественным произведениям («Бег», «Хождение по мукам», «Тихий Дон», «Дни Турбиных").

Дата последнего обновления статьи: 01.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot