«Человеческая комедия» - это цикл сочинений О. де Бальзака, составленный им из 137 произведений (91 законченного и 46 незавершенных).
Главная тема романа «Отец Горио»
Роман «Отец Горио» был написан Оноре де Бальзаком в 1832 году. Произведение было опубликовано через два года после написания. Впоследствии роман был включен в цикл произведений «Человеческая комедия».
Центральная тема романа – искренняя отцовская любовь, которой не оказалось места в развращенном парижском обществе.
Главными героями романа являются:
- Отец Горио,
- Анастази де Ресто,
- Дельфина де Нусинген,
- Эжен де Растиньяк.
Художественная проблематика романа включает развенчание мифа о том, что добиться богатства и славы можно честным трудом. Об этом размышляет на протяжении всего повествования один из героев романа – Эжен де Растиньяк, молодой студент. История жизни отца Горио и его дочерей – «банкирши» Дельфины де Нусинген и графини Анастази де Ресто проходит перед читателем в неотрывной связи с обучением Растиньяка.
Отца Горио до появления в пансионе «Дом Воке» Эжена де Растиньяка никто не воспринимал всерьез. Все считали его старым сластолюбцем и кутилой, растратившем свое состояние на любовниц. Проникновение Растиньяка в высший свет общества Парижа открыло неприглядную правду – изысканно одетые красавицы оказались дочерями бывшего вермишельщика, который сколотил состояние во время Французской буржуазной революции. Отец Горио за каждой из дочерей дал внушительное приданое, однако как только девушки стали знатными парижанками, они отвернулись от своего отца, малообразованного и не такого уж и богатого человека.
Отец, выброшенный из жизни своих дочерей, по мнению виконтессы де Босиан и графини де Ланже, является рядовой трагедией в жизни парижского высшего света, живущего на принципах мужского тщеславия, женской испорченности и бесконечной жажды богатства. Виконтесса предостерегает Растиньяка от искренности. В этом мире, где все строится на титулах и деньгах, недопустимо проявлять искренние чувства, особенно – любовь. В парижском обществе человек может быть или палачом, или жертвой – другого не дано.
Образ отца Горио
Отец Горио – центральная фигура романа. Это типичный представитель эпохи Реставрации. Горио еще в молодости свято уверовал в великую силу золота. Он был убежден, что все покупается и продается. Усвоив эту истину, Горио стал ловким, бережливым, предприимчивым человеком, и в 1789 году купил у своего хозяина его дело. Так Горио в мгновение превратился из простого рабочего-вермишельщика в успешного и богатого предпринимателя. Начиная с этого момента, все свои способности он посвятил «торговле хлебом». Горио разбогател, успешно спекулируя мукой. Помочь достичь ему успеха в своем деле помогли такие качества, как пронырливость, изобретательность, умение выждать и предугадать, безжалостность к конкурентам и преданность делу.
Но вскоре Горио овдовел и полностью посвятил себя дочерям. Дела шли успешно, девочки не имели отказа ни в чем. Горио нанял своих дочерям дорогих наставников, которые их обучали светским манерам, внешней утонченности, правилам хорошего тона. И совершенно не прививали им внутреннее благородство, чуткость и доброту. Папаша Горио выполнял все желания своих дочерей, даже самые абсурдные. Слепая любовь к детям напрочь лишила Горио природной осторожности, осмотрительности и расчетливости.
Полученное воспитание, плебейская сущность избалованных дочерей Горио, помноженные на развращенные нравы «века золота» предопределили их судьбу. Деньги отца открыли девицам двери светских салонов. В скором времени Анастази, старшая дочь Гори, стала графиней де Ресто, Дельфина, младшая дочь, вышла замуж за барона Нусингена.
Как только Анастази и Дельфина приобщились к аристократическому обществу, их стало шокировать буржуазное происхождение отца. Однако, ради денег они еще некоторое время его терпели. Когда же Горио пришлось оставить мучную торговлю как постыдное и презираемое в высшем обществе занятие, дочери дали ему понять, что за их столом он лишний. Несмотря на то, что деньги Горио по-прежнему нужны и барону, и графу, и их женам, они скрывают родство с ним, считая его позорным. Перед Эженом де Растиньяком, узнавшим тайну родства графа и отца Горио, закрывают двери дома. Растиньяк оказывается нежелательным свидетелем позора.
Таким образом отец Горио оказывается в пансионе мадам Воке. Он, разоряясь и постепенно переезжая под самую крышу пансиона, продолжает боготворить своих дочерей, иногда любуясь ими издали. Горио продолжает беспредельно и безрассудно любить дочерей, который иногда пускают его в свой дом с черного хода.
Следует отметить, что страсть является фамильной чертой семейства Горио. Отец Горио страстно зарабатывал свой миллион. С такой же страстью он удовлетворяет желания дочерей. Для отца Горио и его дочерей страсть становится единственным чувством. Разница между ними заключается только в том, что папаша Горио, пусть и в извращенном виде, любит своих дочерей. В Горио еще жив закон естественных связей – любовь отца к своим детям.
Но его дочери оказываются продуктом распада этих природных связей. Они естественны в другом – страстной жажде наживы, жажде удовлетворения своих желаний и прихотей. Для Анастази и Дельфины естественно требовать у отца денег. Так же естественно для них и завести любовника. Горио ради прихоти дочери обставить квартиру Растиньяка, ее любовника, продает свою ренту, тем самым обрекая себя на нищенскую жизнь. Дельфина от такого поступка приходит в неописуемый восторг, для нее это естественно. Старшая дочь заставляет отца отнести ростовщику последнее серебро, чтобы заплатить за бальное платье. И для нее тоже это естественно. Дочери Горио уверены, что их прихоти – то, что единственно важно. Когда же выясняется, что отец больше не может исполнять их прихоти, их интерес к нему исчезает. И это тоже для них «естественно». Отец же Горио несмотря ни на что продолжает верить, что купить можно все, в том числе, и любовь дочерей.