Антиутопия – это жанр художественной литературы, описывающий государство, в котором возобладали негативные тенденции развития.
Особенности жанра антиутопии
Считается, что утопия как способ социального мышления возникла вместе с оформлением государства в систему институтов. Мечты о лучшем будущем, утопические мотивы встречаются в произведениях, написанных задолго до выхода в свет «Утопии» Т. Мора.
Антиутопия тематически и генетически связана с утопией и сопутствует ей на всех этапах развития человечества. Антиутопические можно встретить в «Государстве» Платона, в комедии «Женщины в народном собрании» Аристофана, в философии «киников». Вместе с развитием естественнонаучных знаний и философии растет и количество произведений, где утопические идеи оформлены художественным образом, отделяясь от жанра философских трактатов. Но вместе с ними растет и число литературных сочинений, в которых возможность осуществления положительных идеалов подвергается сомнению. Постепенно анализ и критика отдельно взятых негативных сторон общества становятся все более значимыми, обретают большую самостоятельность, приобретая специфические черты жанровой поэтики. Таким образом, начинается формироваться особый литературный жанр – антиутопия.
А. Некита говорит о том, что антиутопия 20 века – это литература «потерянных» и «ненайденных» поколений. Специфическими признаками антиутопии являются:
- Пространство антиутопии – тоталитарное государство;
- Территория государства отгорожена от окружающего мира огромной стеной;
- Абсурд ситуации подчеркивается порабощением человека;
- Прошлое отвергается;
- Герой антиутопии – бунтарь-одиночка либо коллектив единомышленников, находящиеся в оппозиции к существующему строю;
- В антиутопии тоталитаризму противостоит любовь;
- Обреченность происходящего подчеркивается красочным описанием природы;
- Часто повествование строится в форме дневника;
- Преемственность между прошлым, настоящим и будущим ослабевает.
Во всех произведениях антиутопии действие происходит в государствах, которые пережили освободительные войны или революции. А социум в произведениях искусно смоделирован с учетом всех достижений цивилизации. Познание и знание, которые отрицают образное и ассоциативное мышление, служат одной цели – абсолютному и безусловному подчинению большинства меньшинству. Антиутопия перечеркивает мечту об идеальном обществе. Тоталитаризм – естественное продолжение революций. Человек в результате оказывается заложником идей, созданных им самим. Главным становится лозунг «цель оправдывает средства». В этом отношении показательными являются аллегорические персонажи «Зверофермы» Д. Оруэлла и образ Рубашова в произведении «Слепящая тьма» А. Кестлера. Но вместе с тем, современная антиутопия говорит о том, что тоталитаризм неизбежен при реализации утопических идеалов, так как их осуществление приводит в действие механизм перерождения общества в нечто прямо противоположное. Это ярко описано в следующих антиутопиях:
- О. Хаксли «Остров»;
- Т. Толстая «Кысь»;
- В. Войнович «Москва 2042»;
- В. Аксенов «Москва-ква-вка»;
- Романы Дж. Оруэлла;
- Произведения У. Голдинга и т.д.
Социум в антиутопии и деперсонификация личности
В антиутопии социум не статичен, он моделируется. Социум возможен, но не обязателен. Именно эта характеристика позволяет говорить об отличиях антиутопии и утопии в плане стилистики и архитектоники произведений.
В антиутопии бессмысленность, абсурдность существования человека обозначены художественными средствами, методами деперсонификации личности.
Деперсонификация – это действие, обратное олицетворению; обезличение.
Упоминаются только детали униформы, которые отличают одного человека от другого. Часто индивидуум становится частью общего лица массы. Например, в антиутопии Замятина «Мы» персонажи не имеют имен – только номера. А в романе О. Хаксли «О дивный новый мир» количественно одинаковая общность создается путем вмешательства в механизм селекции. Природные механизмы рождения регламентируются, в результате формируется новая форма общественного сознания, когда один думает как все. Общность показания является еще одним способом деперсонификации. В подобных условиях счастье для отдельных представителей общества становится синонимом «выполнения долга», а долг – это счастье быть таким, как все. Общество в антиутопии – это безликая, бездумная, но послушная масса.
Из топоса антиутопии изъято понятие исторической и коллективной памяти. Человек, часто еще до рождения, лишается права на индивидуальную память. У человека нет отца и матери, которые являются проводниками между настоящим, будущим и прошлым («Обезьяна и сущность» О. Хаксли, «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери, «Бумаги Платона» П. Акройд).
Воспитание ребенка в антиутопиях
В современных антиутопиях прослеживается еще одна тенденция – идея бессилия разума перед животными инстинктами человека. Современных писателей волнует то, что человек – это животное, которое может быть разумным. Эти мотивы рассматриваются в произведениях У. Голдинга, О. Хаксли, А. Кестлера, Дж. Барта. А тот факт, что носителями звериного начала являются дети (например, у У. Голдинга) ставит под сомнение неизбежность поступательного развития истории.
В романе О. Хаксли «О дивный новый мир» средствами формирования человека являются три компонента:
- Формирование тела и мозга (эктогенез);
- Психологическое воздействие – выработка рефлексов;
- Гипнопедия – формирование духовных интересов личности.
Судьба человека и его социальное положение определяется в эмбриональном состоянии. кастовость поддерживается медицинскими средствами. Различными типами воздействия на зародыш искусственно снижают физические и умственные показатели низших каст. Затем эмбрионы, раскупорившиеся из бутылей, поступают в Зал социального определения.
На второй стадии формирования личности неопавловским методом вырабатываются рефлексы. Так, низшим кастам с помощью резких звуков и электрического тока прививают инстинктивное отвращение к книгам и природе, чтобы исключить возможность получения ими знаний.
Завершающий этап становления ребенка. Гипнопедия – это воспитание во сне методом многократного повторения принципов жизни общества. в результате эти принципы становятся сознанием ребенка.
В антиутопиях рождение и воспитание ребенка – полностью прерогатива государства. Воспитательные Центры, Инкубатории – это единая система, четко отлаженный механизм. А понятия «родители», «семья», «мать и отец» выступают в качестве непристойных ругательств.