Художественный образ – это форма воспроизведения объективной реальности в искусстве с позиции определенного эстетического идеала.
Понятие невещественности образов в литературе
Художественная литература относится к изобразительным видам искусства, при этом она имеет принципиальные отличия от других видов искусств, которым характерна изобразительность. В разных видах искусств воплощение художественного образа осуществляется при помощи разных материалов и средств, таких как:
- Цвет
- Рисунок
- Ритм
- Мимика
- Слово
- Киномонтаж и другие.
Скульпторы, живописцы, режиссеры, актеры создают образы, которые обладают наглядностью. Краски и линии в живописи, позы и формы фигур в скульптурных произведениях, движения актеров в кинофильмах и театральных постановках оказывают непосредственное воздействие на зрительные ощущения. Совсем иначе обстоит дело с художественной литературой. Слова связаны с тем, что они обозначают, лишь ассоциативно. В процессе чтения литературного произведения читатель не видит изображаемого воочию, однако воссоздает факты и предметы, о которых говорится, силой своего воображения. Словесные образы не имеют наглядности, они условны, невещественны. Как писал Чернышевский, все другие искусства, как живая действительность, напрямую действуют на чувства, а поэзия действует на фантазию. Он также отмечал, что так как образы фантазии слабее и бледнее чувственных восприятий, поэзия по ясности и силе субъективного впечатления во многом уступает другим искусствам.
Один из известных зарубежных теоретиков искусства Р. Ингарден также отмечает некоторую схематичность и неполноту словесных изображений. Но отсутствие наглядности художественно-литературных образов компенсируется их специфическими возможностями. Писатель, в отличие от скульптора и живописца, воссоздает не только ту сторону действительности, которая может быть воспринята зрительно, но и те стороны, которые открываются обонянию, слуху и осязанию. А главное, что автор литературного произведения ориентируется непосредственно на «внечувственные» восприятия читателя, на его интеллектуальное воображение.
Словесно-художественные образы запечатлевают не только предметы сами по себе в их свойствах, воспринимаемых чувственно, а и реакцию на действительность сознания человека, целостные субъективные восприятия.
В литературе недопустимы детальное описание частей предметов, воспринимаемых зрительно, а также обилие вспомогательных подробностей. Одновременно с этим является нежелательным и суммарное, тезисно-схематическое обозначение явлений и предметов, при отсутствии штрихов, частностей, деталей.
Словесный текст в том случае отвечает требованиям искусства, когда автором были найдены немногие яркие подробности и детали, которые воссоздают предмет во всей целостности его облика. И лишь в этих случаях читатель способен дорисовать в своем воображении то, что обозначено словами. В процессе восприятия литературного произведения главная роль принадлежит ассоциациям представлений – различным сопоставлениям явлений и предметов.
В тех ассоциациях читателя, которые вызывают словесно-художественные образы, много произвольного и индивидуального. Это является одной из важнейших черт литературы как искусства. Представления о том, как выглядит наружность героев, об их движениях, мимике, жестах, обстановке, в которой происходит действие, у каждого читателя субъективны в большей степени, чем у тех, кто находится в зрительном зале кино или театра, кто осматривает статуи живописные полотна. Поэтому в процессе чтения читатель погружается в мир представлений, вызванных текстом, и тем самым становится соучастником создания невещественных образов.
Словесная пластика
Процесс общения человека с такими «невещественными» образами литературного произведения происходит в любой житейской обстановке и вписывается в повседневную жизнь намного легче, чем восприятие театра и киноискусства, скульптуры и живописи. Читатель сам выбирает темп восприятия литературного произведения. Он сам определяет моменты, когда ему нужно закрыть книгу и задуматься о прочитанном, либо, наоборот, сосредоточиться на чем-либо другом. Словесный образ является своего рода трамплином для сотворчества читателя, а также толчком для деятельности его воображения. Однако при этом словесное искусство неизменно сохраняет связи со сферой видимого. Литературное произведение является своего рода синтезом образов, которые запечатлевают незримое и зримое.
Писатель ставит перед собой задачу сформировать у читателя яркие зрительные представления. Такая словесная пластика была особенно значимой в литературе эпохи античности. Именно поэтому древние мыслители характеризовали поэзию как «живописание словом». Свое значение словесная пластика сохранила и в литературе следующих эпох. При этом сфера пластики от эпохи к эпохе значительно сужалась.
Со временем литература отказывалась выступать в роли живописания при помощи слова. Например, Лессинг отмечал, что поэзия живописным красотам предпочитает неживописные. Такие суждения согласуются и с образцами современного литературного творчества.
Писатель проводит тщательный анализ разного рода жизненных явлений. А глубокий психологизм изображения человека, как правило, уводит писателя от традиционно принятой словесной пластики в сферу того, что не является видимым.
Таким образом, отсутствие у словесных образов прямой зрительной наглядности вместе с тем открывает перед художественной литературой широкие горизонты для познания мира. писатели, оперируя невещественными образами, свободно осваивают стороны жизни, которые не воплощены в зримом облике предметов.
Литература является своего рода зеркалом видимой реальности, в частности, отражением ее пребывания в сознании человека.