Критики и литературоведы без малого сто лет проявляют интерес к такому явлению, как натурализм в литературе. Возникший в литературе западноевропейских стран в конце XIX века, натурализм всегда сопровождался непримиримой борьбой сторонников разных идейных и эстетических взглядов, представляя собой достаточно сложное, вариативное, неоднородное художественное течение.
Предпосылки возникновения
Натурализм (лат. naturalis - природный, естественный) - направление в литературе, подразумевающее объективное, точное и беспристрастное отображение человеческого характера, сформированного под воздействием природы и среды обитания.
Предпосылки возникновения художественного течения обусловлены успехами науки в области естествознания:
- рождение теории эволюции Ч. Дарвина, английского натуралиста и путешественника. Труд Дарвина, с теоретическими выкладками естественного отбора стал фундаментальной основой биологии;
- философские концепции выдающегося французского ученого О. Конта. Его теория отличалась характерными чертами: объективностью, реальностью, достоверностью, точностью, органичностью, относительностью и полезностью. Сам Конт называл собственную концепцию «обобщенной и приведенной здравым смыслом»;
- идея зависимости изменений в искусстве от изменений потребностей общества, выдвинутая французским философом-позитивистом Ипполитом Тэном.
Писатели-натуралисты пытались в своих произведениях объективно представить реальность методом литературных «протоколов», превращая романы в «документы», характеризующие состояние общества в заданном месте и времени.
В результате, откровенность описаний быта в трущобах, борделях и других местах, которые ранее было неприлично упоминать в текстах, способствовала скандалам при публикации романов.
Натурализм в зарубежной литературе
Обладая особым художественным языком и совокупностью эстетических и идейных принципов, натурализм является основным ненормативным стилем, характеризующим европейскую и американскую литературу XIX-XX веков.
Впервые натурализм в литературе появился во Франции в 1860-х годах, когда были опубликованы романы «Жермини Ласерте» Э. и Ж. Гонкуров и «Тереза Ракен» Э. Золя. К последователям этого направления в литературе относятся выдающиеся авторы:
- во Франции: Г. де Мопассан, А. Доде;
- в Бельгии: К. Лемонье;
- в Италии: Дж. Верди, Л. Капуан, Э. де Амичис;
- в Испании: Б. Перес Гальдос,Э. Пардо Басан;
- в Великобритании: С. Батлер, Т. Харди, Дж. Мур, Дж. Гиссинг, Дж. Голсуорси;
- в США: Ф. Норрис, С. Крейн, Т. Драйзер, Дж. Лондон;
- в Польше: С. Жеромский, В. Реймонт;
- в Германии и Австро-Венгрии: Г. Гауптман, Г. Зудерман, Ф. Ведекинд, А. Хольц.
Натурализм во французской литературе представлялся наиболее последовательным. Он характеризовался не только новой тематикой, образностью и композиционными принципами, но и особой философией языка.
В английских натуралистических романах главными темами выступали протесты социальным и моральным запретам, конфликты между «отцами» и «детьми». При этом английские романы были написаны наивным и старомодным языком, в чем сильно проигрывали французским.
Сатирическим гротеском и фантастическими элементами изобилуют натуралистические произведения Германии XIX-XX веков.
Скандинавским авторам была характерна культивация иррациональной стороны борьбы полов.
На американский натурализм в литературе наложила отпечаток разработка национальной идеи и желание разграничить, отделить в литературе американский язык от британского.
Натурализм в зарубежной литературе повернул читателей к людям низшего сословия, которые к тому времени стали основной рабочей силой индустриального мира. Писатели-натуралисты увидели в них героев своих произведений: трагедий и даже любовных романов.
Натурализм в русской литературе
В русскую литературу художественное течение попало с публикацией очерков Э. Золя «Парижские письма» в журнале «Вестник Европы» в 1872 году.
В России отсутствовали крупные творческие силы литераторов-натуралистов, в это время буржуазная культура и идеология были поглощены нарастающей революционной ситуацией в стране. В то же время, русское натуралистическое движение в литературе делилось на два типа:
- социологическое натуралистическое движение, представленное литераторами: П.Д. Боборыкиным, И.Н. Потапенко, А.В. Амфитеатровым, Н.И. Тимковским, А.А. Вербицкой;
- психофизиологическое натуралистическое движение, представленное М.П. Арцыбашевым, А.П. Каменским, В.К. Винченко.
Такое деление натурализма в литературе не позволило ему достигнуть своей эстетической завершенности.
Говоря о некоторой близости к натурализму, критики отмечали схожесть повествования произведений «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского и «История одной семейки» З. Золя. Оба автора поднимали вопросы семьи, наследственности и среды обитания. Но у Ф. Достоевского эти понятия несут совершенно иной смыл, чем у французского писателя и публициста. Русский писатель не считает человека неспособным противостоять тяготам жизни, наделяет его высокой нравственной и духовной сущностью.
Отдельные черты натурализм прослеживаются в творчестве И. Тургенева и А. Чехова. А. Чехов сам, будучи врачом, глубоко уважал естественные науки. В то же время он категорически возражал против суждения о том, что поведение человека обусловлено лишь его биологической сущностью. Герои Чехова пытались изменить жизнь к лучшему, характеризовались высокой духовностью и нравственностью.
В общем, русским писателям начала XX века была свойственна невольная полемика с натурализмом. В своих произведениях они признавали индивидуальную волю человека, поднимали вопросы его личной ответственности и обращались к его совести.
Таким образом, натурализм как явление в литературе XIX-XX веков расширил горизонты художественного отображения, опроверг многие традиционные взгляды и моралистические предрассудки, чем способствовал демократизации литературных тем.