Становление якутской литературы
Якутская литература – это литература якутского народа на якутском языке. Якутский язык относится к уйгурской группе тюркских языков. Якутская письменность была введена в 1820 году на основе русского алфавита. Возникновение письменности было связано с деятельностью русских миссионеров. До 1917 года на якутском языке было опубликовано более 40 книг.
Значительную роль в развитии якутской художественной литературы сыграла книга «О языке якутов» О. Н .Бётглингка. В этой книге были опубликованы «Воспоминания» А. Я. Уваровского. Это автобиографическое сочинение является первым памятником художественной прозы якутского народа.
Рассказ о жизни автора включает в себя рассказы о поездках по Якутии, лирические отступления, портретные и пейзажные зарисовки. Язык произведения отличается богатством выражений, взятых из якутской речи. Автор записал и образцы фольклора, в частности, образцы якутского героического эпоса – олонхо.
Это издание явилось толчком к собиранию образцов фольклорных тексов на якутском языке. Во второй половине 19 века появилось большое количество записей олонхо и народных текстов. Первая якутская поэтесса М. Н. Андросова-Ионова записала образцы олонхо, а также создала свое оригинальное произведение в стиле якутского народного эпоса. Произведение Андросовой-Ионовой "Кюлкюл Беге и Силирикэн старуха" основано на реальных событиях.
На становление художественной литературы и якутской словесности большое влияние, помимо фольклора, оказала русская литература, особенно произведения писателей-декабристов В. Серошевского, И. А. Гончарова, В. Г. Короленко и других.
В середине 19 века, благодаря усилиям русских просветителей и миссионеров, а также деятельности политических ссыльных, стала практиковаться бытовая переписка якутов на родном языке.
Якутская литература начала 20 века
В начале 20 века происходит усиление влияние русской культуры, увеличивается число образованных якутов. В этот период стали появляться произведения практически всех жанров прозы, поэзии и драматургии. Большинство из них сформировались под воздействием фольклора и русской литературы. Одним из первых якутских профессиональных писателей является Алексей Елисеевич Кулаковский.
Первые произведения жанра драматургии создавались в виде инсценировки традиционных обрядов, героического эпоса и шаманского камлания.
В 1908 году отдельным изданием была опубликована драма В. В. Никифорова «разбойник Манчары». Эта драма задолго до этого распространялась в рукописном виде и ставилась во многих улусах.
Важным событием в якутской драматургии стали пьесы А. Софронова.
Особое место в якутской поэзии начала 20 века занимают философские рассуждения о судьбах мира, человека и человечества. Кроме того, в якутской литературе этого периода поднимались вопросы сохранения малых народов.
Якутская проза 20 века представлена в основном рассказами Н. Неустроева.
Русские революции 1905-1907 и 1917 года оказали большое влияние не только на общественно-политическую обстановку в Якутии, но и на развитие культуры и литературы. После революции 1917 года в якутской поэзии звучит утверждение социального равенства, пафос обновления мира.
В драматургии и прозе 1920-х годов происходило художественное освоение общечеловеческих проблем. Со время появились и отклики на события Гражданской войны. Ярким примером этого являются рассказы и пьесы следующих писателей:
- С. Яковлева
- А. Иванова
- П. Слепцова и других.
В связи с репрессиями творческой интеллигенции, которой подверглись якутские писатели В. Никифоров, К. Гаврилов, П. Слепцов и др., развитие якутской литературы существенно замедлилось.
В период Великой Отечественной войны создавались поэтические произведения о героях военных действий, о якутах, принимавших участие в борьбе против фашизма. В это время появляются первые романы и исторические повести на якутском языке:
- «Весенняя пора», Н. Мординов
- «Молодежь Марыкчана», С. Яковлев
- «Степан» И. Никифоров
- «Кузьма», Н. Павлов-Тыагыт.
Развитие якутской литературы во второй половине 20 века
В 1960-е годы происходит дальнейшее развитие якутской поэзии. В ней наблюдается углубление философской интерпретации фольклорной тематики, а также появляются новые жанры, такие как баллада, четырех-восьмистишная миниатюра, сонет, повесть и роман в стихах:
- «Солнечная гора», И. Гоголев
- «Младший сын», С. Васильев – Борогонский
- «Сыновья и невестки», Р. Багатайский.
В этот период активно якутская поэзия активно переводится на языки народов Советского Союза и на иностранные языки. Особой популярностью пользуется творчество С. Данилова, П. Тобурокова, В. Новикова, С. Тарасова, М. Ефимова, И. Гоголева. Начинают свой творческий путь Н. Харлампьева, В. Потапова.
Проблематика произведений в якутской прозе расширяется, преодолевается декларативность, бесконфликтность. Появляются первые повести о промышленном освоении Якутии. Якутские писатели осмысливают жизнь своего народа в разные периоды его истории.
Происходит развитие драматургии. В 1960-1970 годах выделяются пьесы на социально-бытовые темы И. Гоголева, И. Алексеева, И. Семенова.
Для якутской литературы 1980-1990 годов характерно стремление к отражению важных проблем современности и истории. Тема экологии занимает важное место в якутской поэзии. Актуальной темой в в творчестве якутских поэтов становится философское размышление о судьбе национальной культуры и родного языка.
В драматургии этого периода авторы дают современную трактовку событий во время репрессий 1930-х годов, а также размышляют о жизни тружеников тыла во время Великой Отечественной войны.
В якутской прозе преобладающей темой является историческая тема. Ярким произведением этого периода является роман В. Яковлева-Далана «Тыгын-Дархан». Здесь писатель повествует р жизни и взаимоотношениях якутов в первой половине 17 века. в произведениях писателей отображается также тема жизни улусов в 1940-1950-е годы. появляются романы и повести, в которых рассказывается о репрессиях 1950-х годов. Впервые в якутской литературе появляются произведения детективного жанра и жанра научной фантастики.