Мансийская литература – наследие финно-угорских народов
Составной частью мировой литературы является литература финно-угорских народов. Условно она делится на три группы. В первую группу входит литература западных финно-угров, к которым относятся финская, эстонская, венгерская. Литература этих народов прошла долгий путь развития и имела тесные контакты с литературой европейских народов. Вторая группа – литература северных финно-угров, которая получила развитие в начале 20 века – ненецкая, хантыйская, мансийская. Фольклор в литературе этих народов до сих пор занимает ведущее место. Третья группа – литература российских финно-угров. К этой группе относятся: марийская, коми, удмуртская, мордовская. Литература этих народов зародилась в начале 18 века и имеет более продолжительную историю развития.
Каждой из финно-угорских литератур присущи свои специфические черты, которые составляют ей художественную особенность и придают неповторимость и самобытность.
Становление мансийской литературы
До появления письменности творчество манси существовало только в устной фольклорной форме. С точки зрения жанровой структуры фольклор этого народа чрезвычайно богат. Классификация фольклорных жанров манси выглядит следующим образом:
Песни. К этой группе относятся:
- призывные песни, которые посвящены духам предков
- Заклинания
- Героические песни
- Клятвенные речи
- Лирические песни
- Сатирические песни
- Песни, в которых воспевается медведь.
Последние два вида песен исполняются только на медвежьем празднике.
Сказки. Сказки манси бывают нескольких видов:
- Героические сказания. В этих сказках речь идет о военных подвигах и столкновениях, а также о междоусобных войнах
- Священные сказки. Это самая древняя группа сказок. Сюда относятся мифы о происхождении Земли и небесных светил, о превращении героев в духов-покровителей и т.д.
- В бытовых сказках речь идет о реальных событиях и о повседневных ситуациях. Для героев этих сказок характерных находчивость, смекалка и отвага, превосходство над недоброжелателями
- Детские сказки
- Заимствованные сказки. Сюда относятся русские сказки, в которых обязательно присутствуют солдаты и цари
- Шаманские сказки – тексты обрядово-магического характера, которые адресованы духам.
Афористические виды фольклора. Сюда относятся:
Мансийская литература зародилась на фольклорной основе. Становлению литературы манси способствовало введение письменности и создание первых букварей. Первый мансийский букварь был создан в 1932 году. Затем возникла местная пресса, в которой публиковались произведения молодых авторов, а также печатались произведения народного творчества. Первым таким изданием стал журнал Ханты-Мансийского училища «Советский север». Первые произведения мансийских авторов публиковались также в газете «Остяко-Вогульская правда».
В 1938 году были напечатаны произведения первой мансийской писательницы М. Вахрушевой. затем в мансийской литературе появилось еще одно имя – в 1940 году была напечатан повесть П. Еврина «Два охотника».
В 1949 году было опубликовано автобиографическое произведение М. Вахрушевой «На берегу Малой Юконды», а также автобиографический рассказ М. Казанцева «Рассказ о себе». Юван Шесталов стал первым профессиональным мансийским поэтом. В 1959 году была опубликована его книга «Пойте, мои звезды».
Отличительными чертами мансийской литературы являются этнографизм и двуязычие.
Этнографизм – сохранение устной культуры народа.
Для мансийской литературы присущи такие характерные черты, как документальность и публицистический пафос, сочетание исследовательского и художественного начала. Например, работы Е. Ромбандеевой, включающие авторские переводы мифов и сказок народов манси, носят краеведческий, исследовательский характер.
В мансийской прозе центральное место занимает повесть, а в поэзии – малая лирическая форма.
Синтетичность поэзии и прозы, геройского сказания и романа, мифологии и публицистики является специфической особенностью произведений мансийских писателей. Устные рассказы и записи в обработке профессиональных писателей являются специфической формой мансийской литературы. Наиболее известными произведениями этой формы являются работы О. Кошмановой и П. Шекшина.
Ю. Н. Шесталов – первый профессиональный мансийский поэт
Юван Николаевич Шесталов родился в 1937 году. Отец поэта был коммунистом, занимал должность председателя колхоза. Дед Ювана Николаевича по материнской линии был шаманом. Такое социальное противоречие сказалось на жизни и творчестве поэта. В своей биографической повести «Когда качало меня солнце» Шесталов рассказывает о том, как дед проиграл его отца в карты богатому представителю своего племени. Отец поэта прошел долгий и тяжелый путь от мальчика на побегушках до образованного человека, уважаемого председателя колхоза. Повесть одновременно с документальностью насыщена сказками и преданиями, и шаманское прошлое видится в произведении особенно ярко.
Будущий поэт рано остался без матери. С восьмилетнего возраста он жил в новой семье отца в хантыйском поселке Теги. В школе, где учился Шесталов, обучение велось на русском языке. В двенадцатилетнем возрасте Юван Николаевич сочинил свое первое стихотворение на русском языке.
После окончания школы поступил в Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена на факультет народов Крайнего севера.
В 1962 году Шесталова приняли в Союз писателей России.
Заслугой Ю. Н. Шесталова является возрождение традиционных обрядовых представлений. В 1985 году Шесталов, впервые после запрета, организовал Медвежьи игрища. С этого момента обряд стал регулярным и проводится до сих пор.
В 1961 году был издан сборник «Миснэ», в котором собраны лучшие произведения поэта, написанные до 1960 года. Затем поэт обратился к жанру поэмы и прозы. Наиболее известными произведениями Шесталова в этот период являются:
- Поэма «Пробуждение»
- «Голос»
- «Идол»
- «Черное море»
- «Таежная поэма».
С 1972 года Шесталов начал работать над повестью «Тайна Сорни-Най». Фантастическое произведение было неоднозначно воспринято критиками. Сам поэт главной своей работой считал роман-сказание «Огонь исцеления», посвященный роду Шесталовых.
Сборник «Языческая поэма» был удостоен Государственной премии РСФСР.