Становление эскимосской литературы
Эскимосская литература – это литература азиатских эскимосов на эскимосском и русском языке. Эскимосский язык относится к эскимосско-алеутской семье языков. Народ эскимосов проживает в Чукотском округе Магаданской области. Самоназвание эскимосов – инуиты.
Эскимосская письменность была создана в 1930-е годы на основе русского алфавита.
До этого времени литература эскимосов, как и литература большей части малочисленных народов Севера, была представлена лишь устным народным творчеством.
Для эскимосского фольклора характерны не только черты собственного реликта – зооморфизма. Эскимосы сохранили также и мифологический цикл о создателе мира и демиурге – цикл о Вороне. Однако культурный герой эскимосского фольклора имеет отличия от создателя палеоазиатов. У эскимосов это тотемное животное, которым может быть кит, олень, лахтак, паук. Животное имеет способность превращения в необходимый для человека момент и наоборот.
Основными жанрами эскимосского фольклора являются:
Кроме этого, существуют и зачатки героических песен о спортивных состязаниях. Фольклорные произведения эскимосов характеризуются жанровым и сюжетным синкретизмом.
Первыми литературными произведениями эскимосов являются рассказы, принадлежащие охотнику Айвангу. Рассказы в русском переводе были опубликованы в 1961 году под названием «От Москвы до тайги одна ночевка».
Особое место в эскимосской литературе занимает поэзия. В российской литературе наиболее известны эскимосские поэты:
- Т. Ю. Ачиргина
- Ю. М. Анко
- З. Н. Нелюмкина
- Александра Парина
- Таисия Гухувье.
Юрий Анко является единственным эскимосским поэтом, чьи произведения были переведены на чукотский, русский и другие языки.
При жизни писателя была опубликована его книга стихотворений «Малыши». Произведения эскимосского поэта были опубликованы в 1970 году в сборнике «Эскимосские этюды».
Айвангу – первый эскимосский писатель
Охотник Айвангу – первый советский эскимосский писатель, принадлежавший первому поколению коренных северных народов, которые получили возможность излагать свои мысли на родном языке не только устно, но и письменно.
Айвангу родился в 1926 году в семье известного зверобоя Кайнынана и хранительницы эскимосских преданий Айнанаук. Айвангу был охотников.
В 1957 году писатель тяжело заболел и попал в туберкулезный диспансер. Боли в позвоночнике привели к тому, что с 1961 года Айвангу оказался прикованным к кровати. Несмотря на болезнь, писатель продолжал творческую деятельность до последних дней.
Впервые свои способности к литературному творчеству Айвангу продемонстрировал в 1955 году, когда перевел на эскимосский язык пьесу «Солнце над тундрой» В. Ивакина. пьеса была посвящена борьбе первого руководителя национального совета Майны против шаманов. Кроме этого, Айвангу сыграл в спектакле роль Майны.
В течение длительного времени этнографы и фольклористы использовали писателя в качестве информатора. Айвангу диктовал им предания своей матери, по просьбе ученых переводил отдельные тексты, а также уточнял значения непонятных слов.
Однажды исследователи предложили охотнику написать о жизни и быте эскимосов самому. Спустя время Айвангу представил ученым шесть тетрадей – на одной странице тетради был текст на эскимосском языке, на другой – перевод этого текста на русский.
На титульном листе первой тетради стояла пометка:
«Унипамсюгыт» — «Рассказы», с. Чаплино Провиденского района Магаданской области. Написал Айвангу. Имени и отчества нет. Родился в 1926 году. Образование семь классов. Инвалид. Март 1961 года".
Рукопись Айвангу состояла из 17 рассказов. Через некоторое время к этой рукописи добавилась книга рассказов «История нашего села Унгазик». Эта книга была написана так же на русском и эскимосском языке.
Один из основоположников эскимосоведения, доктор филологических наук, фольклорист и языковед, Г. А. Меновщиков оценил литературный талант эскимосского охотника и подготовил один из его рассказов для сборника «От Москвы до тайги одна ночевка».
Рассказ «Наш птичий остров» был одним из последних произведений, написанных Айвангу. Произведение написано только на русском языке. В рассказе отражается тяжесть физического состояния эскимосского писателя, его тоска о прежней жизни.
Рассказы Айвангу, ставшие первыми произведениями эскимосской литературы, представляют большую ценность не только для эскимосов, но и для всех коренных северных народов.
Творчество Ю. М. Анко
Юрий Михайлович Анко является первым эскимосским поэтом и одним из наиболее известных представителей эскимоской литературы. Юрий Михайлович Анко родился в мае 1930 года в селе Чаплино на мысе Чаплина. Отец писателя был охотником-зверобоем. Семья была очень бедной. В годы Великой Отечественной войны Анко бросил школу и стал работать в поселке Комбинат Анадырского района на рыбзаводе.
Юрий Михайлович Анко с самого раннего детства мечтал стать летчиком. В 1948 году получил направление и поступил в ленинградский педагогический институт имени А. И. Герцена на факультет народов Крайнего Севера. Одновременно с обучением в институте Анко посещал занятия в центральном аэроклубе Ленинграда. Здесь же будущий писатель познакомился с Ю. Рытхэу.
Институт Анко не окончил, обучение продолжил в Балашовском военно-летном училище. В 1952 году Юрий Михайлович с отличием окончил училище, после чего летал на самолетах Ли-2.
В 1954 году Анко вышел в запас и вернулся на Чукотку, где плавал на промысловых кораблях. В 1955 году поступил в Анадырское педагогическое училище народов Крайнего Севера. После окончания училища в 1958 года снова стал работать пилотом.
В 1960 году Анко покончил с собой.
Первые произведения Юрия Михайловича были опубликованы в рукописном журнале «Юность». В 1959 году вышла его первая книга «Малыши». После гибели поэта в Магадане на эскимосском и русском языках были опубликованы его произведения «Яку», «Всегда в полете», «Чайка», «Эскимосские этюды».