Автобиография – это— последовательное описание человеком событий собственной жизни.
Мировоззрение башкирского народа в творчестве М. Карима
Поэт, прозаик, драматург Мустай Карим является одним из величайших башкирских литераторов 20 века. Его творчество – настоящее достояние башкирского народа. В произведениях писателя отразилась народная культура Башкирии, ее мировоззрение, быт, множество разнообразных характеров.
В лирике и прозе Мустая Карима описываются национальные природа, характер и культура, образуя целостную картину мира башкирского народа.
Мировоззрение и национальная культура народа Башкирии наиболее ярко отражены в повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство», которая во многом является автобиографичной. В этой повести, как ясно из названия, писатель рассказывает о своих детских годах, о том, что оказало влияние на его дальнейшую жизнь. Композиционно этого автор добивается ретроспективными вставками эпизодов из взрослой жизни писателя.
Детство является особым периодом в жизни каждого человека. Ребенок бессознательно впитывает в себя нравственные и культурные ценности, познает окружающую действительность. Поэтому автобиографическая литература как нельзя лучше подходит для изучения национального мировоззрения, а наиболее удачными для решения этой задачи оказываются сюжеты про детство. Герой-ребенок не анализирует то, что его окружает, он просто это описывает, не давая практически никаких оценок и воспринимая быт и природу как нечто само собой разумеющееся. М. Карим говорит о том, что детство – и счастливое, и несчастливое, живет в душе, не уходит. Понимание окружающего мира как должного при этом вовсе не означает, что автор его не ценит. Все произведение доказывает обратное. В повести органично сплетены национальные мотивы с собственным «Я» М. Карима. Автор-повествователь перед читателем предстает чутким ребенком, который нередко чисто интуитивно понимает вечные ценности, но уже с маленького возраста стремится к справедливости и добру.
Из повести М. Карима мы узнаем о башкирской природе, о национальных праздниках, традиционных занятиях башкир, религии, культуре, кухне, семейном укладе, национальных характерах.
Повесть «Долгое-долгое детство» - это рассказ не только о детстве, это рассказ о жизни вообще. В повести М. Карим рассказывает о судьбе самых разных людей, а жизненность произведения становится и организующим композиционным началом.
Любой уклад жизни, традиции, культура и характеры берут начало из условий существования – из окружающей среды. Именно поэтому национальные образы мира в произведении М. Карима необходимо рассматривать исходя от природы.
Герой повести вырос в ауле в крестьянской семье и все детство провел на природе, в сельской местности. Башкиры в прошлом вели полукочевую жизнь, занимаясь скотоводством. С переходом к оседлому образу жизни скотоводство и земледелие стали их основными занятиями. Герой повести с раннего детства во всем помогает взрослым: отводит на выпас коров и лошадей. Когда он подрос, стал помогать пасти табун. Так ребенок непринужденно и постепенно приучается к этим занятиям.
Еще одним занятием башкир является земледелие, а одним из главных ремесел – ткачество. А труд рассматривается как искусство, что доказывает один из эпизодов произведения, когда жители аула состязаются в том, кто более искусный и быстрый жнец. Исход поединка – не победа кого-то, ведь искусство – это не спор, и в нем нет победителей и проигравших. Таким образом, в народной картине мира башкир на первое место выдвигается личность человека, а труд представляется искусством.
В повести М. Карима явно доминирует растительный символизм, а главным растением оказывается дерево.
Еда в повести «Долгое-долгое детство» упоминается между делом, но это позволяет составить представление о башкирских национальных кулинарных обычаях. В тексте произведения встречаются названия повседневных блюд (айран, затируха, лепешки) и праздничных (катлама, белеш, баурсак). В повести можно найти и отношение писателя к еде. Он уже с детство умел получать удовольствие от лакомств и ценить различные жизненные мелочи. Детям с раннего детства прививалось уважительное отношение к еде. При этом еда является средство социальной дифференциации.
В повести во всем разнообразии представлены национальные праздники, обычаи и костюмы.
Внутренний мир человека в концепции М. Карима
Основное внимание в произведении М. Карима уделено внутреннему миру человека. У автора-повествователя есть и старшие братья, и младшие сестры и братья. Одним из главных персонажей произведения является Старшая Мать - первая жена отца. А его родная мама – Младшая Мать, вторая жена отца. В те времена у башкир было принято многоженство. Старшая Мать – мудрая и уважаемая женщина во всем ауле. Она делилась с героем своей мудростью и знаниями, а он это интуитивно впитывал.
Старшая Мать в ауле была повивальной бабкой, а главный герой «помогал» рождению человека: пока Старшая Мать была в доме с роженицей, он ждал во дворе. Считалось, когда рядом безгрешная душа, женщины рожают легче.
У башкир существуют три главных обряда:
- Свадьба;
- Рождение;
- Смерть.
Одной из главных жизненных ценностей является любовь. И в этом показательны две истории, описанные в повести: история Старшей Матери и история несчастной любви Магарима и Ак-Йондоз. Любовь в концепции М. Карима – высшее благо, а мужчина и женщина в башкирской культуре уважаемы одинаково. Уважать и ценить женщину – правильно, ведь она дает жизнь.
О вере и религии в узком понимании слова в произведении говорится немного. Семья героя принадлежит к традиционной для башкир религии – исламу. Но семья скорее живет по многовековым нравственным законам, которые одинаковы почти у всех народов. Но религиозное воспитание присутствует.
Башкирам с детства прививается любовь к аулу и дому.
Множество вечных мотивов, из которых складывается национальный образ картины мира башкир, нашли отражение в стихах М. Карима. Воспевание малой Родины является одним из главных сюжетов его лирики. Одним из самых ярких и показательных произведений является стихотворение «В трех образах вижу тебя», в котором автор воспевает Башкирию. Творчество М. Карима уникально. Писатель, с одной стороны, обращается к вечным ценностям и темам, с другой – раскрывает национальное мировоззрение. Но любовь к родному народу, знание его обычаев, истории, быта, устремлений у М. Карима имеют общечеловеческую масштабность.