Мотив – это минимальный компонент художественного произведения, неразложимый элемент содержания.
Понятие мотива
Термин «мотив» перенесен в литературоведение из музыки. Там он обозначает ритмически оформленную группу из нескольких нот. По аналогии, термин «мотив» в литературоведении применяется для обозначения минимального компонента художественного произведения. Понятие мотива в этом значении играет центральную роль в сравнительном изучении сюжетов литературы, преимущественно устной. Сопоставление сходных мотивов, применяемое и как метод восстановления изначальной формы сюжета и как способ отслеживания его миграции, оказывается практически единственным приемом исследования у всех домарксистских школ – от сравнительно-мифологической школы М. Мюллера и арийской школы Гриммов до сравнительно-исторической, восточной, антропологической.
У представителей западноевропейского субъективно-идеалистического литературоведения термин «мотив» имеет другое значение. Они определяют его как опыт поэта, взятый его значимости. В этом смысле, мотив является исходным моментом художественного творчества, совокупностью чувств поэта, его идей, ищущих доступное оформление, определяющие выбор материала поэтического произведения и повторяющиеся в творениях одного поэта, одной нации, одной эпохи, благодаря чему они доступны анализу. Это понимание основывается на противопоставлении объекта и субъекта, что типично для субъективно-идеалистических систем и разоблачается в марксистском литературоведении.
В конце 19-начале 20 века понятие мотива появляется в работах А. Н. Веселовского. русский филолог говорит о мотиве как о простейшей повествовательной единице, которая ложится в основу сюжета первоначально сказок и мифов, а затем – литературных произведений. Другими словами, Веселовский представлял мотивы как некие «кирпичики», из которых строится сюжет. По мнению ученого, любая поэтическая эпоха работает над исторически завещанными поэтическими образами, наполняя их новым пониманием и создавая их новые комбинации. Примерами таких мотивов являются представление солнца «оком», похищение невесты и т.д.
Особенно популярным понятие мотива стало в литературоведении 20 века, а содержание этого понятия при этом существенно расширилось. Современные литературоведы часто отождествляют мотив с темой произведения. например, говорят о философских мотивах в поэзии Ф. И. Тютчева, о мотиве нравственного возрождения в произведениях классиков и т.д. Часто под мотивами понимаются опорные слова-символы, которые несут определенную смысловую нагрузку в тексте. Кроме этого, можно говорить и мотивах, которые характерны для определенных жанров литературы, определенных эпох и направлений (например, у романтиков – музыка).
Таким образом, в широком понимании мотив – это основное образное или психологическое звено, лежащее в основе каждого литературно-художественного произведения (например, звездные мотивы в поэзии Фета, любовные мотивы в лирике Тютчева и т. д).
На самом начальном этапе литературно-художественного развития, например, в мифотворчестве, отдельное художественно – словесное образование покрывается развитием одного же мотива. Также мотив в этом случае целиком совпадает с темой. В ходе художественной эволюции поэтическое произведение образуется срастанием большого количества отдельных мотивов. В таком случае с темой совпадает ключевой мотив. Например, тема «Войны и мира» - мотив исторического рока, однако это не мешает одновременному развитию в произведении ряда других, только отдаленно связанных с главной темой, ключевых мотивов.
Совокупность входящих в состав художественного произведения мотивов образует его сюжет.
Мотив как первоэлемент сюжета. Теория «бродячих сюжетов» А. Н. Веселовского
Мотив – это устойчивый формально-содержательный компонент произведения, который способен повторяться в рамках творчества одного автора, а также в контексте мировой литературы в целом.
Мотивы могут повторяться. Мотив – устойчивая семиотическая единица текста, обладающая исторически универсальным набором значений:
- Для комедии характерным является мотивы «кто про что»
- Для баллады – фантастический мотив
- Для эпопеи – мотив странствия.
Мотив больше других компонентов художественной формы соотносится с чувствами и мыслями автора. По определению Гаспарова, «мотив – это смысловое пятно». Ряд исследователей относят мотив к элементам фабулы, этот вид мотива называется повествовательным. Мотив, в котором какая-либо деталь повторяется, называется лирическим. В основе повествовательных мотивов лежит какое-либо событие, эти мотивы развернуты в пространстве времени и предполагают наличие актантов. В мотивах лирических актуализируется не процесс действия, а его значимость для сознания, воспринимающего это событие. Однако и лирический, и повествовательный мотивы характеризуются повторяемостью.
Загадочность, незавершенность, возможность быть как бы полуреализованным в произведении является важнейшей чертой мотива. У разных авторов один и тот же мотив звучит по-разному.
Литературоведы говорят о двойственной природе мотива. Под этим имеется в виду то, что мотив существует и как индивидуальность, и как инвариант, то есть содержит в себе устойчивое ядро, которое повторяется во многих текстах. Мотив, повторяясь в литературе, способен приобретать философскую наполненность.
Согласно А. Н. Веселовскому, мотив имеет следующие признаки:
- Одночленность
- Образность
- Схематичность.
Из комбинаций мотивов образуется сюжет произведения. В своей работе «Поэтика сюжета» Веселовский пытался выявить основные мотивы и отследить их комбинацию в сюжеты. Он выдвинул теорию «бродячих сюжетов» - сюжетов, которые «кочуют» у разных народов в пространстве и времени это объясняется не только единством психологических и бытовых условий разных народов, но и заимствованиями.