Тематика литературного произведения – это объект, предмет художественного изображения, материал, заинтересовавший автора и привлекший его внимание, культурная, социальная, историческая действительность, к которой он обращается.
Понятие темы и тематики литературного произведения
Литературное произведение является системным единством многих компонентов, составляющих его. При рассмотрении литературного произведения необходимо иметь представление об этих компонентах. В содержании произведения принято выделять две ключевые составляющие – тематику и проблематику.
Тематика произведения – это совокупность многих тем.
Термин «тема» в литературоведческих работах имеет две основных трактовки:
- Тема – это предмет изображения, факты и явления из жизни, запечатленные автором в его произведении;
- Тема – это основная проблема, поднятая в произведении.
Часто оба эти значения объединяются в понятие «темы». Например, в «Литературном энциклопедическом словаре» определение темы выглядит следующим образом:
Тема – это круг событий, которые образуют жизненную основу эпических и драматических произведений и одновременно служат для постановки социальных, философских, этических и других идеологических проблем.
Тематика литературного произведения – это все то, что вызвало авторский интерес, стало предметом его осмысления и оценки. Тема является связующим звеном между первичной и художественной реальностью.
В процессе анализа тематики произведения внимание уделяется на отбор автором фактов действительности как первоначальном моменте авторской концепции произведения.
Виды тем и тематик
В литературоведении укоренились такие понятия, как гражданская лирика, философская, пейзажная, вольнолюбивая, любовная и т.д., которые являются указаниями на главные темы произведений. Наряду с этими понятиями существуют и такие формулировки, как «тема Родины», «тема любви и дружбы», «тема поэта и поэзии», «военная тема» и т.д. Существует множество произведений, посвященных одной тематике, но при этом существенно отличающихся друг от друга.
Тему нельзя придумать, автор берет ее из реальной жизни. например, темой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является жизнь дворянства 20-х годов 19 века, так как это тот культурно-исторический материал, к которому обращается поэт. А судьбу Онегина или историю любви Татьяны Лариной темой романа считать нельзя ввиду того, что все это является плодом вымысла автора.
Круг тем в произведении может быть достаточно обширным. Выделяются следующие виды тем:
- Вечные или универсальные. Они составляют основу мирового искусства, являются достоянием всех эпох и всех наций;
- Онтологические – вечные темы, фиксирующие важнейшие свойства нашего мира, основы его бытия: время и вечность, жизнь и смерть, свет и тьма, разрушение и созидание и т.д.;
- Антропологические – темы, обращенные к человеку, его физической и духовной сущности: смирение и гордыня, греховность и праведность, верность и предательство, ненависть и любовь, женственность и мужественность, старость и юность и т.д.;
- Культурно-исторические, важные для людей конкретной исторической эпохи и определенной культуры: национальные традиции, жизнь общества, научно-технический прогресс, политические и военные события, взаимоотношения сословий и т.д.
В анализе тематики произведения традиционно разграничиваются конкретно-исторические темы и вечные.
Конкретно-исторические темы – это обстоятельства и характеры, обусловленные определенной социально-исторической ситуацией в какой-либо стране. Они более или менее локализованы, не повторяются за пределами данного времени. Например, такими являются тема Великой Отечественной войны, тема «лишнего человека» в отечественной литературе 19 века.
Вечные темы – это темы, фиксирующие повторяющиеся моменты в истории разных национальных обществ, в разных модификациях повторяющиеся в разные исторические периоды и в жизни разных поколений. Например, такими являются темы любви и дружбы, тема Родины, тема взаимоотношений поколений и т.д.
Бывают ситуации, когда в единой теме органически объединяются и конкретно-исторические, и вечные аспекты, имеющие одинаково большое значение для понимания произведения. Яркими примерами являются «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление наказание» Ф. М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и т.д.
Во многих произведениях выделяется не одна, а несколько тем. Совокупность этих тем называется тематикой. «Побочные» тематические линии как правило работают на главную, помогают лучше разобраться в ней, раскрывают ее с разных сторон и обогащают звучание. При этом существует два пути выделения ключевой темы. В первом случае ключевая тема связана с образом главного героя, его психологической и социальной определенностью. Например, главной темой в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова является тема незаурядной личности в обществе русского дворянства 1830-х годов, тема, связанная с образом главного героя – Печорина. Она проходит через все пять повестей. А такие темы произведения, как соперничество, любовь, жизнь светского дворянского общества в данном случае являются побочными, они помогают раскрывать характер главного героя, то есть основную тему, в разных жизненных обстоятельствах.
Во втором случае единая тема проходит через судьбы целого ряда персонажей. Например, в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого тема взаимоотношений народа и личности, общественной жизни и индивидуальности организует тематические и сюжетные линии произведения. Другая важная тема этого произведения - тема Отечественной войны 1812 года становится вспомогательной, побочной, «работающей» на основную. В этом случае поиск главной темы является непростой задачей, поэтому анализ тематики произведения следует начинать с тематической линии ключевых героев, выясняя, что именно их внутренне объединяет. Таким образом, это объединяющее начало и будет главной темой произведения.