Новое время - это период в истории человечества между эпохой Средневековья и Новейшим временем.
Особенности мифологии Нового времени
В Новое время сначала в Италии, а затем и во всех западноевропейских странах появились и упрочились мифы другого рода, отличные от прежних, исторически ранних.
В этот период мифотворчество стало уделом отдельных общественных групп, обычно, привилегированных. Часто мифы являлись результатом деятельности отдельных лиц в сфере науки, искусства, философии, публицистики. Если до этого мифология была общенародным достоянием, то в этот период она принадлежит элитам и так называемому массовому сознанию, и это порождает бесконечные войны между мифами. Неомифология при этом часто называется вторичной и оказывается недолговечной. Она не обладает стабильностью, устойчивостью, надэпохальной надежностью, которая была присуща исторически ранним мифам. Связи новых мифов с преданием ослабляется, их жизнь находится в зависимости от веяний времени и мод, сменяющих друг друга. Особенно это характерно для 20-го столетия. Само содержание мифологии тоже во многом меняется.
Наряду с мифами мироприемлющими, которые преобладали ранее, широкое распространение получили утопические мифы, отвергающие прошлое и настоящее человечества ради идеального, светлого будущего, а также пантрагические мифы, имеющие тотально нигилистический и пессимистический характер. Эти мифы весьма разнонаправлены и часто вступают в конфликт с исторически ранними мифологиями, а также с традиционными верованиями, в том числе и с монотеистическими.
И далеко не всегда они между собой «ладят». Например, ренессансный миф о возможностях человека, добивающегося счастья, полем действия которого является вселенная, а силы сопоставимы с божественными, никак не согласуется с рационализмом декартовского толка, который породил миф о Разуме как о призвании и сути человека, способного познать реальность до конца. Таким же образом друг друга исключают и мифы о «сверхчеловеке» и пролетариате как спасителе человека и преобразователе мира.
На протяжении последних десятилетий черты мифа приобретают отвлеченные понятии. В одних случаях – в структуралистском варианте – структура рассматривается как строго упорядоченная, равная самой себе. В других случаях – деконструктивизм, постструктурализм – наоборот, как аморфная и не имеющая центра.
Постмодернистская концепция тотальной неупорядоченности мира иногда находит такие формы выражения, которые являются близкими к мифологической архаике. Общественное сознание прошедшего столетия больше, чем в предыдущие периоды, подвластно мифологическим искажениям реальной действительности.
Об этом в 1920-е годы в достаточно жесткой форме выразился А. А. Ухтомской, имея в виду в первую очередь утопические концепции своей современности: «Может быть, большинство человеческих теорий окажется “бредом”».
Правомерным будет предположить, что со временем и некоторые из популярных научно-философских концепций современности будут расцениваться как мифотворчество, которое не адекватно истине.
Индивидуально-авторское мифотворчество
Одной из самых важных черт вторичной мифологии является широта ее тематики. Здесь встречаются:
- Бытийные универсалии;
- Далекое историческое прошлое;
- Природа;
- Прямое обращение к жизненной конкретике;
- Обращение к близким временам, к современности.
Также упрочивается целый ряд мифов о социальных группах, о сословиях, о расах и нациях, которые часто довольно опасным образом оценочно поляризуются. Новому времени известны также опыты мифологизации, которые опять-таки полярны друг другу, крупнейших исторических деятелей близкого времени (Петр Первый как основатель империи, достойный своего великого призвания или напротив, как антихрист и деспот).
Следует вспомнить также о мифологизации известных ученых, философов, художников, композиторов, поэтов и писателей.
Создаются мифы и о литературных героях (например, о Дон Кихоте).
Мифологизации подвергаются и отдельные исторические события (например, события в России в октябре 1917 года).
Созданию одних мифов, их упрочению и низвержению других активно способствуют средства массовой информации, особенно успешно в этом плане телевидение.
Наряду с учеными, философами, публицистами, истолковывающими мифы, в мифотворческих процессах принимают участие творцы произведений искусства, главным образом, писатели. Они каким-либо образом откликаются на современные мифы и создают собственные.
Согласно мысли Шеллинга, «вечные мифы» созданы такими великими поэтами, как Шекспир, Данте, Гете, Сервантес.
В литературе периода романтизма это суждение подтвердилось – индивидуально-авторское мифотворчество максимально активизировалось. В этот период стали создаваться произведения, которые во многом оказывались родственными с исторически ранними мифами. Такие произведения можно назвать мифоподобными.
Индивидуально-авторская мифология – это «свободное преломление» древних мифов в их национальном и эпохально многообразии.
Здесь прошлая мифология подчиняется целям и задачам собственного самовыражения писателей. Такого рода неомифологизм проявился в творчестве И. В. Гете (вторая часть «Фауста», И. Х. Гельдерлина, Дж. Г. Байрона («Манфред»), а также многих отечественных писателей эпохи романтизма.
Такая традиция была поддержана двадцатым столетием, например, в творчестве Т. Манна («Иосиф и его братья»), Р. М. Рильке («Сонеты к Орфею"), М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»).
В этом же ряду находится поэтическое творчество Д. Л. Андреева – его трактат «Роза мира» является мифом в самом прямом значении этого слова.
Произведения перечисленных авторов – это творческое наследование многовекового мифотворческого и религиозного опыта человечества. В искусстве слова пантрагическкая, тотально-скептическая и нигилистическая мифология преломилась.