Аксиология — это учение о ценностях.
Анализ понятия "миф"
Мифология – это история мифического созерцания мира, каким бы ни было его выражение:
- в сказании
- в слове
- в вещественном памятнике
- в обряде
- в обычае и т.д.
Миф – это словесное произведение, которое лежит в основе других произведений, более сложных.
Мифическое мышление является единственно возможным, необходим и разумным на известной степени развития. Оно свойственно не каокму-либо определенному времени, а людям всех времен, которые стоят на определенной степени развития мысли. Мифологическое мышление формально.
Аксиологический аспект мифологии
Аксиология – очень позднее учение, оформившееся в конце 19 века. Миф не несет какого-либо особенного, выделенного представления о ценностях. Ценностное в мифологии совпадает с онтологическим, бытийственным и гносеологическим. Например, пространство ценностно нейтральным быть не может. Верх имеет большую ценность, чем низ, восток – по сравнению с западом. Ценностно боги находятся над полубогами, карликами и демонами. Это относится к онтологии.
Миф как процедура познавательная совпадает с оценкой, так как познавание – есть оценивание. Внесение оценочных суждений за скобки, воздержание от них являются пафосом новоевропейской науки, которая вовсе чужда мифу. Одновременно миф рассказывает о том, что такое хорошо и плохо и о том, кто есть кто. Например, если представить, что астрономия на солнце, луну и звезды смотрит ценностно, то речь шла бы о том, что солнце – щедрое, доброе, обязательное, однако очень строгое. Она живет на небе, но ночует за небосклоном. Тогда астрономии превратилась бы в миф.
Если же к мифу подойти не только аксиологически, но и попытаться выделить основания мифической аксиологии, то есть определить крайние точки шкалы ценностей мифа, то вернемся к тем же предельным реальностям мифа, к хаосу и космосу. На первый взгляд ценностно космос преобладает над хаосом.
Космос – это порядок, предсказуемость, свет, справедливый мир, как-то соотнесенный с человеческими возможностями и мерками.
В то время как хаос – это смешение, безмерность, тьма, бытийствующее небытие. Человек боится хаоса, непрерывно его преодолевает и в своей душе, и вовне. О тем не менее, полной однозначности разделения на плохое и хорошее нет. Необходимо имеет в виду, что хоть хаос и находится на грани небытия, он является еще и лоном всех вещей. Именно хаос лежит в основе всего сущего, он все порождает в космосе и все вбирает в себя. Онтологически хаос равен космосу, в мифе аксиология и онтология совпадают. Отсюда можно сделать вывод о противоречии мифа. Это противоречие в мифе существует, но им определенным образом преодолевается.
Шкала «космос-хаос» как основное ценностное измерение мифа
Для того, что понять, каким именно образом определяется соотношение «космос-хаос», можно привести в пример мысль греческой античности о том, что для людей не родиться лучше, чем умереть. Эта эллинская мудрость глубоко архаична. Она о том, что хаос с индивидуально-человеческим существованием глубоко несовместим. Что касается индивидуально-человеческого существования, то оно с человеческой точки зрения является высшей ценность. Миф же раздваивается. В моменты, когда человек чувствует собственную связь со средоточием бытия, он стремится к растворение своей выделенности в чем-то непреодолимом и безмерном.
Если же хаос рассматривать как бытийствующее небытие, и если он находится на грани этого небытия, то человек ощущает высшее блаженство на грани исчезновения индивидуального бытия. То есть на уровне ответственного, дневного бытия первобытный человек боится хаоса, бежит от него и готов поместить его в самом низу своей шкалы ценностей, отождествляя его с небытием.
Но есть еще душа, сознание экстатически устремленное за свои пределы. Эта ночная душа зарождена хаосом, она любит хаос. Однако в мифе напрямую не проговаривается ощущение близости с хаосом. Однако оно присутствует как настроение и том. Апология и восхваления хаоса как мифологическая доминанта является невозможным по той причине, что в таком случае была бы невозможной и первобытная культура как целое.
Таким образом, шкала «космос-хаос» - основное аксиологическое измерение мифа.
Она в тенденции обрамляет, поглощает все остальные шкалы. До определенной степени шкала «космос-хаос» совпадает с другими:
- «ложь-истина»
- «безобразие-красота»
- «зло-добро».
Совпадение по шкале «безобразие-красота» практически полное. Так, космос всегда гармонически прекрасен, а хаос – безобразен. В целом эстетика безмерного, безобразного, мифу чужда. Восхвалять хаос начал только новоевропейский человек и только начиная с эпохи романтизма хаос представляется чем-то возвышенным и величественным.
Шкала «ложь-истина» и «зло-добро»
Похожим образом дело обстоит со шкалой «ложь – истина». Для человека первобытного истиной является то, что на самом деле существует, что себя выявило и состоялось. То есть неистинного как бы и не существует. Здесь истинное тождественно бытию, а неистинное-небытию. Одновременно истинное познаваемо, а неистинное – непостижимо. Таким образом, космос существует и постижим, а хаос – небытийствует и непостижим.
Совсем по-другому обстоит дело со шкалой «зло-добро», если подходить к ее пониманию чисто с этической точки зрения. Космос в этом случае – добро, но не моральное, а нечто хорошо сработанное и удавшееся. Моральное добро гораздо сложнее. Очевидной иллюстрацией к этому является то, как действуют боги в мифе и как их действия оцениваются. В первобытную эпоху добро и зло не существовали в их моральном существе, они полностью подчинены онтологии космоса и хаоса.
Для современного человека этическое ориентировано на ближнего.
При рассмотрении аксиологической системы мифа необходимо упомянуть и о богах, об их различном достоинстве. Боги, как и сам принцип божественного, рассматриваться как что-то негативное не может. Злое начало несут демоны, а не боги, а если боги – то это боги прошедшего.