Эпическая драма — это «двуродовое литературное образование, которое характеризуется сочетанием драматической формально-субъектной организации и временной и пространственной точек зрения.
Межродовые формы литературы
Наряду с литературно-художественными произведениями, которые полностью и безусловно относятся к одному из литературных родов, существуют произведения, соединяющие в себе свойства двух родов. Такие произведения называются «двухродовыми образованиями».
Например, В. Хализев отмечал, что в пьесах Б. Брехта, Н. Островского присутствует эпическое начало, а А. Блок и М. Метерлинк создали «лирические драмы», наличие лиро-эпического начала в поэмах является общеизвестным фактом.
О произведениях, которые принадлежат двум литературным родам, много говорилось на протяжении 19-20 веков. Например, по мнению Шелинга, роман является «соединением эпоса с драмой». К двухродовым формам относятся баллады, которые имеют фольклорные корни, лирическая проза, как правило, автобиографического характера, а также те произведения, в которых к повествованию подключены лирические отступления. Отдельного внимания заслуживают такие межродовые формы, как сатира, утопия, хроника, путешествие. Эти формы литературы, свойственные произведениям нескольких родов, успешно взаимодействуют в рамках одного произведения (например, «Атта Тролль. Сон в летнюю ночь» Г. Гейне, «Современники» Н. А. Некрасова, «Теркин на свете» А. Т. Твардовского, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, комедии Ж. Б. Мольера носят глубоко сатирический характер).
Утопия, которая воссоздает целостный образ совершенного, идеального мира в его социально-экономических и политических реалиях, так же, как и сатира, может иметь драматическую и эпическую форму (например, «Город солнца» Т. Кампанелла, «Золотая книга…о новом острове Утопия» Т. Мора, «Клоп» В. В. Маяковского.
Современные литературоведы В. А. Пронин и Т. Т. Давыдова к межродовым формам относят путешествия, основанные на мотиве дороги, пути, сочетающие в себе художественность, научность и публицистичность. Из истории становления путешествий в качестве литературных произведений известно то, что появились они в эпоху античности в творчестве Тацита, Геродота и Юлия Цезаря. В 9-18 веках большой популярностью в литературе пользовались книги хожденй. Наиболее известными авторами подобных сочинений являются Эвилия Челеби, Аль-Бируни, Афанасий Никитин.
В эпоху Просвещения популярным стал жанр романа – путешествия. Произведения этого жанра пользуются популярностью и по сей день («Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествия Гулливера» Д. Свифта, «Путешествие из Петербурга в Москву А. Н. Радищева и т. д.).
В 18 веке эта жанровая разновидность была популяра среди сентименталистов («Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна, «Паломничество Чайльд-Гарольда» Д. Байрона, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина и т. д.).
Путешествия, которые появились в следующем столетии, например, «Фрегат Паллада» И. А. Гончарова, «Остров Сахалин» А. П. Чехова, обратили читательский интерес на публицистическую природу повествования.
Внеродовые формы литературы
В литературе существуют группы произведений, которые обладают свойствами какого-либо литературного рода не в полной мере либо не обладают ими вовсе. Такие формы называют внеродовыми. К внеродовым формам литературы относятся:
- Очерк
- Эссе
- Литература «потока сознания».
Признаками очерковой прозы являются следующие ее особенности:
- Выраженное сходство предмета повествования с внешней реальностью
- Наличие многочисленных описаний, которые доминируют в тексте над всеми остальными формами повествования.
В мировой литературе 20 века в этом отношении выделяются произведения Ж. Лаффит, Э. Хемингуэя, Дж. Олдриджа. В отечественной прозе к таким произведениям относятся работы И. Эренбурга, К. Симонова, Л. Леонова. В. Гроссмана, М. Пришвина. В литературе русского зарубежья примечательны произведения И. Савина, М. Алданова, В. Варшавского.
Очерк находится на стыке публицистики и художественной литературы. Очерк развивается своими путями, но при этом сохраняет в себе особенности образного отражения жизни, применяя средства художественной выразительности. В связи с этим, очерк приближается к рассказу, от которого отличается свободной композицией, которая организуется идейным заданием или рассказчиком. Литературоведы отмечают, что очерк имеет следующие особенности:
- Отрывочность повествования
- Неизбежная сжатость и локальность
- Небольшой охват действительности.
Литература потока сознания характеризуется бесконечной цепью воспоминаний, впечатлений, внутренних эмоций и переживаний носителя речи. Человеческое сознание здесь показывается хаотичным, неупорядоченным, оно поглощает действительность мир без остатка. Такими свойствами обладают произведения Дж.Джойса, М. Пруста, А. Белого, Н. Саррот, М. Бютора, А. Роб-Грийе.
Повествование в литературе потока сознания обрывается неожиданно, на полуслове и не является мотивированным. Само произведение при этом теряет очертания – сюжет ослаблен, все традиционные композиционные элементы разрушены, а развязка не является художественным итогом.
Эссе – это непринужденное, свободное соединение сообщений о единичных фактах, описания реальности и размышлений о них.
Первоначальным шагом к возникновению эссе были эксперименты М. Монтеня. На современном этапе развития литературы эссеистика является важной и влиятельной областью литературного творчества.
В эссе отражается целостно воспринимаемая художественная картина жизни, где эстетические начала легко соединяются с философскими и публицистическими. М. Н. Эпштейн в своей работе «На перекрестке образа и понятия (эссеизм в культуре Нового времени») придает эссеистике высокий статус называет ее внутренним двигателем культуры. Однако ввиду того, что основу эссе составляет концепция человека как носителя точки зрения, мнений и взглядов, мысль, высказанная в этой форме, не может претендовать на объективность. Эссеистические черты свойственны прозе Т. Манна, Г. Филдинга, Г. Гессе, Р. Мизуля.