Барокко - это стиль в искусстве и литературе Европы начала 17 века, для которого характерным является не подражание реальности, а воссоздание новой действительности в усложненной, причудливой художественной форме.
Драматургия П. Кальдерона
Творчество драматурга дона Педро Кальдерона по праву считается вершиной испанского барокко. В основе мировоззрения писателя находятся религиозные идеи, но они часто им истолковывались в духе раннехристианских демократических идеалов и совмещались с идеями неостоицизма.
Творчество Педро Кальдерона включает около 120 светских пьес и 20 интермедий. В творчестве писателя исследователи выделяют два направления – клерикальное и светское.
К светскому направлению относятся такие знаменитые произведения, как:
- «Сам у себя под стражей»;
- «Дама-невидимка»;
- «Врач своей чести»;
- «Живописец своего бесчестья»;
- «Саламейский алькальд».
Драматургия Педро Кальдерона основывается на противопоставлении исключительного и обыденного, тени и света, небесного и земного. Драматург постоянно находится в поисках смысла земного существования. Его мысли и настроения в полной мере отразились в философской драме «Жизнь есть сон», которая была поставлена на сцене в 1635 году.
Метафора в драме "Жизнь есть сон"
Пьеса «Жизнь есть сон» - это религиозно-философская драма. Это произведение оказывается в числе драм, направленных против конттреформационной нетерпимости уже по той причине, что оно, являясь в определенной степени исторической драмой, продолжает сюжетную линию и идею веротерпимости и универсализма «Персилеса и Сихисмунды» Сервантеса, «Великого князя Московского» Лопе, «Московской повести» С. Де Мандосы и Фигероа.
«Жизнь есть сон» - одно из восьми произведений драматурга, касающихся польской и русской темы.
В философской драме Кальдерона тяга к сверхчувственному и сомнение в земных ценностях обусловлены не контрреформационным богословским догматизмом, а утратой уверенности в исторической перспективе, ощущении беспорядочности, хаотичности мира, распространенных в Испании 17 века.
Через пьесу Кальдерона проходит чувство трагического неустройства жизни. он с первых же стихов объясняет упорство, с которым идея «жизнь есть сон» проводится в произведении.
Это же трагическое ощущение объясняет и сознание греховности человека – «вины рождения».
Философия барокко у Педро Кальдерона, которая подразумевает готовность стойко и мужественно встретить свою судьбу, не всегда предполагает покорность провидению. Наряду с темой неустройства мира и греховности человека с самого начала произведения возникает тема бунта, которая энергично высказана в монологе Сехисмундо, заключенного отцом в башню.
Когда-то отцу Сехисмундо предсказали, что его сын будет безумным.
Попытки объяснить заточение принца в башне как необходимый этап на пути человека к благодати опровергаются его упреками отцу относительно нелепости такого воспитательного заточения.
В монологе на философскую тему «жизнь есть сон» Сехисмундо которому практически удалось совладать с инстинктами, дает барочный противовес шекспировскому «быть или не быть». Однако перевоспитание Сехисмундо оказалось напрасным, ведь царь Басио возвратил сына в темницу и передал власть чужеземному принцу. Лишь народное восстание ставит умудренного Сехисмундо на место иноземца. Сехисмундо понял, что долг настоящего правителя – творить добро.
Идею «жизнь есть сон» в пьесе Кальдерона не следует понимать буквально. Это символ, который рожден трагичным сознанием неустройства жизни и помогает наиболее гуманным образом подойти к решению практических задач. В этой пьесе открывается еще одна особенность драмы барокко. Сехисмундо, постигнув под влиянием любви, что жизнь не есть сон, приходит к важному выводу – само подобие жизни сну, вся суетность эгоистического обольщения обязывают человека преодолевать личные интересы во имя гармонии целого. С таким выводом Сехисмундо и действует в заключительных сценах.
«Дочь воздуха»
Сходство драмы «Дочь воздуха» с пьесой «Жизнь есть сон» проявляется на всех уровнях – от замысла, темы обоих произведений до совпадения отдельных эпизодов и частных мотивов. Семирамида, как и Сехисмундо, впервые появляется на сцене одетая в звериные шкуры. Она выходит из пещеры. Темница Семирамиды в другом месте описывается как храм Венеры, то есть пещера представляет собой подземелье башни, в которой был заключен Сехисмундо.
Пещера расположена в непроходимой чащобе, в горах, куда не смеет ступить нога человека. мотив лабиринта встречается и в первых строках драмы «Жизнь есть сон». Мотив запутанного лабиринта прямо соотнесен с ключевой темой творчества Кальдерона: мирская жизнь – это блуждание по лабиринту, выход из которого можно найти, только повинуясь голосу разума. Разум же включает в себя и понимание бренности жизни, и сознание долга. Он подсказывает человеку выход из безысходной ситуации: человек должен смиренно следовать за Провидением и опровергать языческую власть Рока. Но ситуация осложняется тем, что практически невозможно отличить Провидение от Рока. Эта проблема закодирована в сюжете драмы «Жизнь есть сон», и она же воспроизводится в пьесе «Дочь воздуха».
Семирамида обречена на жизнь в темнице, так как над ней тяготеет проклятие богини, которое воплощено в зловещем пророчестве. Во многом оно сходно с тем, что гороскоп пророчит Сехисмундо. Как и Сехисмундо, Семирамида станет причиной преступлений, несчастий, предательств, а красота ее превратит величайшего из царей в тирана. Семирамида, как и Сехисмундо, не может примириться с жизнью в темнице, она ощущает в себе силу и способность свершить великие деяния.
Семирамида, как и Сехисмундо – воплощение человеческой гордыне. Но Семирамида не проходит «школу» сна-разочарования, в отличие от Сехисмундо, и умирает в борьбе за власть. Лишь в минуту смерти она понимает иллюзорность своего существования. Предсмертные слова Семирамиды звучат как откровение: «Я была дочерью воздуха и вот в нем ныне исчезаю».
Мотив воздуха так же содержательно соотносится с замыслом писателя, как и мотив сна в драме «Жизнь есть сон».