Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Место художественной словесности в ряду искусств. Литература и средства массовой коммуникации

Массовая коммуникация – это процесс производства, воспроизводства СМИ сообщений, которые рассчитаны на массовое сознание.

Художественная словесность в ряду других искусств

В разные исторические периоды люди отдавали предпочтение разным видам искусства. Например, в эпоху античности наиболее значимой была скульптура. В эстетике эпохи Возрождения и 17 века ведущее положение занимала живопись, которую обычно предпочитали поэзии. Трактат Ж.-Б Дюбо, в которой он говорит о том, что власть Живописи над людьми гораздо сильнее власти Поэзии, как раз написан в русле этой традиции.

Но в 18-19 веках на переднюю линию выдвинулась литература. В теории искусствоведения тоже произошел сильный сдвиг. В своем «Лаокооне» Лессинг в противоположность традиционной точке зрения отмечает преимущества поэзии перед скульптурой и живописью. По мнению Канта, поэзия занимает первое место среди всех искусств. В. Г. Белинский тоже возвышал словесное искусство над всеми остальными. Он утверждал, что поэзия - высший вид искусства, так как она заключает в себе элементы других видов искусств и именно поэтому представляет собой всю целость искусства.

В период романтизма наравне с поэзией лидирующее место в мире искусства занимала музыка. Позже особенно широкое распространение получило понимание музыки как наивысшей формы творческой деятельности и культуры в целом. Особенно это убеждение было популярно в эстетике символистов. По мнению А. Н. Скрябина и его последователей и единомышленников, именно музыка должна сосредоточить вокруг себя все другие искусства и в результате преобразить мир.

Блок в 1909 году писал: «Музыка потому самое совершенное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего». Он считал, что поэзия, дойдя до своего предела, утонет в музыке.

Такие литературоцентристские и музыкоцентристские суждения отражали сдвиги в художественной культуре 19 - начала 20 веков. Однако вместе с тем эти взгляды односторонни и потому уязвимы. В противовес возвышению в иерархическом плане какого-либо одного вида искусства над остальными теоретики современности подчеркивают равноправие художественной деятельности.

Литература и средства массовой коммуникации

«Место художественной словесности в ряду искусств. Литература и средства массовой коммуникации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В 20 веке, особенно во второй его половине, произошли серьезные сдвиг в соотношениях между разными видами искусства. Появились, упрочились и получили влиятельность художественные формы, которые опираются на новые средства массовой коммуникации. С печатным и письменным словом стали успешно конкурировать устная речь, которая звучит по радио, и визуальная образность телеэкрана и кинематографа. Поэтому возникли новые концепции:

  • Киноцентристские – в первой половине 20 века;
  • Телецентристские – во второй половине 20 века.

Неоднократно практики и теоретики искусства кино отмечали, что люди благодаря кинофильмам учатся совершенно по-другому видеть мир. Они утверждали, что человечество от понятийно-словесной культуры переходит к зрелищной, визуальной.

М. Маклюэн – канадский теоретик телевидения, известный своими резкими, часто парадоксальными суждениями, в своих работах 60-х годов утверждал, что в 20 веке произошла вторая коммуникативная революция.

Замечание 1

Первая коммуникативная революция – изобретение печатного станка.

Телевидение обладает беспрецедентной информативной силой, благодаря чему формируется «мир всеобщей сиюминутности». Телевидение получает колоссальный идеологический авторитет. Телевидение навязывает зрителям тот либо другой взгляд на реальную действительность. И если раньше позиции людей была определена традицией, их индивидуальными свойствами, поэтому была гораздо более устойчивой, то в эпоху телевидения, по мнению Маклюэна, личное самосознание постепенно устраняется. Уже становится невозможным долго занимать какую-либо определенную позицию. Человечество постепенно забывает о культуре индивидуального сознания и возвращается в стадию «коллективной бессознательности», которая была характерна для племенного строя. При этом, по мнению теоретика, книга не имеет будущности, привычка к чтению постепенно себя изживает. Он считает, что письменность обречена, так как для эпохи телевидения она не достаточно интеллектуальна.

Во многом суждения Маклюэна односторонни и поверхностны, а потому ошибочны. Многовековая практика показывает, что слово не отходит на второй план и уж тем более оно не устраняется по мере обогащения и распространения телекоммуникации. Однако поставленные ученым проблемы являются чрезвычайно серьезными – соотношения между словесно-письменной и визуальной коммуникацией сложны, а иногда и конфликтны.

Четко ощутимое в 19-20 веках своеобразное лидерство литературы среди искусств связано не только с ее собственными эстетическими свойствами, но и с ее познавательными и коммуникативными возможностями. Слово – это всеобщая форма человеческого общения и сознания. И произведения литературы имеют способность активно воздействовать на читателей даже в таких ситуациях, когда они не имеют яркости и масштабности в качестве эстетических ценностей.

Порой в литературном творчестве активность внеэстетических начал вызывала опасения у теоретиков искусства. Например, Гегель читал, что поэзии угрожает растворение в чисто духовных стихиях и взрыв со сферой воспринимаемого чувственно. Он в искусстве слова усматривал разложение художественного творчества и переход к религиозному представлению, к философскому пониманию, прозе научного мышления. Но последующее развитие литературы подобные опасения не подтвердило.

Словесное творчество в своих самых лучших образцах органически объединяет верность принципам художественности с глубоким осмыслением и широким познанием жизни, а также с прямым присутствием авторских обобщений.

Таким образом, художественная литература, ни в коей степени не претендуя на то, чтобы возвыситься над другим видами искусства в культуре общества и человечества занимает особое место.

Дата последнего обновления статьи: 19.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot