Определение понятия «литературоведение»
Литературоведение – это область науки, которая изучает художественную литературу как явление человеческой куль
Литературоведение состоит из трех основных отраслей:
- теории литературы
- истории литературы
- литературной критики
Кроме того, ряд ученых выделят фольклористику как одно из направлений литературоведения. Некоторый литературные школы не выделяют литературную критику как отдельный раздел литературоведения, например, в англоязычных странах литературоведение и литературная критика обозначают один и тот же концепт.
Литературоведение имеет ряд вспомогательных дисциплин:
- библиография
- текстология
- палеография
Кроме того, в литературоведении выделяются и нетрадиционные направления: психоаналитическое и психиатрическое.
Впервые термин «литературоведение» появился в XIX веке в работах немецких ученых. В русской науке этот термин появился позже, примерно в 20-х годах XX-ого столетия.
Предметом научного изучения ученых литературоведов является художественное творчество, искусство. Литературоведение накапливает, систематизирует, осмысливает научные факты, но при этом сохраняет субъективность и вариативность.
Две стороны литературоведения
Литературоведение имеет две стороны, с одной стороны оно является проявлением искусства, с другой эта дисциплина имеет и научную сторону, которая чаще всего является вспомогательной. Факты литературоведения воспринимаются не только интеллектуально (информация из учебников), но и опытным путем (путем прочтения художественного произведения). Литературоведческое знание обладает объективной информационной стороной и эмоционально-интуитивной стороной. Субъективная составляющая и формирует ряд проблем литературоведения, которые полежат обсуждению.
Смена научных парадигм в литературоведении
В настоящее время в отечественном литературоведении происходит смена научных парадигм.
В данном случае под парадигмой понимается совокупность теоретических и методологических положений, принципов, определяющих структуру научного знания на конкретном этапе развития науки.
Данный термин ввел американский ученый Т. Кун. Кун так же предложил этапы становления научной парадигмы:
- «нормальная наука» (период господства конкретной парадигмы)
- научная революция: (конкуренция между альтернативными парадигмами)
- переход к новому периоду «нормальной науки»
На сегодняшний день в современном литературоведении можно выделить четыре спорных вопроса:
- проблема понимания сущности художественного творчества
- проблема литературоведческих понятий и категорий
- проблема изучения литературного произведения
- проблема принципа историзма
Понимание сущности художественного творчества
Сегодня в литературоведении происходят тенденции объединения традиционных литературоведческих критериев (эстетического и познавательного компонента). Этим понятиям придается новое современное содержание. Эстетический и познавательный компоненты реализуется в ориентации на читателя. Читатель обеспечивает обратную связь с литературным произведением, таким образом оно становится жизнеспособным. Сегодня в современном литературоведении появляется возможность для системного осмысления параметров художественного творчества.
Проблема литературоведческих понятий и категорий
Сегодня в литературоведении происходит разрушение строгих правил в системе основных понятий и категорий теории литературы. Например, благодаря интерконтекстуальному прочтению литературного произведения можно обнаружить внутреннюю подвижность жанровой принадлежности этого произведения. Это помогает и объяснить понятия «память жанра», «память стиля», метароман и пр.
Категории традиционного литературоведения переходят на иную ступень теоретического понимания. Сегодня имеет место внедрение новых приемов интерпретации текста, и возможностей системного анализа.
Категория художественного метода начинает придавать внутреннюю подвижность и адекватность современным историко- литературным исследованиям творчества отдельных писателей, которые трудно ограничить рамками одного художественного метода.
Серьезно стоит вопрос о поиске новых теоретических понятий. Эти понятия помогут заполнить пробелы в теоретические поэтики.
Проблема изучения литературного произведения
Традиционно в анализе художественного произведения преобладала установка на наиболее полное раскрытие авторской идеи, писательского замысла. Сегодня полным ходом идет процесс освоения герменевтических методик интерпретации художественного произведения. Происходит разрушение идеи центрированости текста к авторскому замыслу.
Литературоведение сегодня пытается сделать читательское восприятие частью художественного произведения. Новая научная парадигма пытается преодолеть крайности как традиционной автороцентристской методики, так и постмодернистической установки исключить автора из процесса интерпретации художественного текста.
В рамках этой проблемы остаётся открытым вопрос относительно методов литературоведения. Серьезным образом стоит проблема соотношения синхронного, диахронного, структурного и исторического анализов.
Принцип историзма
В современном литературоведении идет переосмысление принципа историзма. На данный момент этот принцип является ведущим, он предполагает «рассмотрение явлений во взаимосвязи, в развитии и просвечивании прошлого опытом современности».
Традиционно использовался принцип классического историзма. Принцип классического историзма в литературоведении предполагал изучение литературы в историко-генетическом аспекте.
Сегодня это понятие включают в механизм диалогических отношений. Читатель новой исторической эпохи в процессе прочтения и понимания художественного произведения привносит в него черты своего времени, своего культурного, социального, психологического опыта. Текст литературного произведения вступает в диалог с новым историческим контекстом, таким образом происходит раскрытие «спящие» смысловых оттенков произведения.