Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Приемы литературоведения

Определение 1

Литературоведческие приемы необходимы для того, чтобы изучить текст, его композицию, понять особенности писательского стиля. Они используются для того, чтобы приблизить читателя к сути авторской мысли в единстве образного и логического начал.

Основными литературоведческими приёмами анализа художественного произведения являются:

  • комментарии бытового, исторического, общекультурного либо литературного типа
  • сопоставление отдельных частей и различных компонентов художественного текста, выявление сюжета и сопоставление образов героев
  • наблюдения над стилем писателя
  • сопоставление содержания художественного произведения с его реальной основой
  • сопоставление разных редакций
  • сопоставление определенного произведения с другими произведениями писателя
  • сравнение произведений разных писателей

Комментарии бытового, исторического, общекультурного или литературного типа

Комментарии исторического, бытового, общекультурного или литературного типа воссоздают в мышлении читателя реальную действительность, которую желал передать писатель. С помощью этого приема происходит пояснение намерения писателя, с какой целью было написано то или иное произведение. В тех ситуация, когда читатель не знаком с историей культуры и общества, в его сознании искажается то, что хотел донести автор художественного произведения, позиция писателя остается не до конца понятой или иногда вообще понимается не соответствующим образом.

Например, если читатель не знаком с античными мифами и библейскими сюжетами, то он не сможет полноценно воспринимать лирику А.С. Пушкина.

Литературоведческие комментарии можно найти в трудах известных литературоведов и литературных критиков. Например, если говорить о творчестве А.С. Пушкина, можно воспользоваться трудами Н.Л. Бродского и Ю.М. Лотмана о «Евгении Онегине».

Одним из приемов комментирования художественного текста можно считать воссоздание исторических и психологических явлений, которые побудили автора написать литературное произведение.

«Приемы литературоведения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Сопоставление частей и различных элементов художественного текста, выявление сюжета и сопоставление образов героев

Основными приемами изучения композиции являются:

  • сопоставление частей и элементов художественного текста
  • выявление сюжета и сопоставление образов героев
  • рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста

Для анализа композиции необходим план анализа, а также мысленная перестановка эпизодов.

Наблюдения над стилем писателя

Изучение авторского стиля помогает прояснить авторскую идею, понять отношение писателя к тому, о чем он говорит в своей работе. Существует множество разнообразных приёмов по изучению авторского стиля. Самое простое действие – поиск эпитетов и глаголов действия в тексте произведения, этот прием помогает заметить тонкость художественной организации текста.

Более сложный прием заключается в осознании художественной манеры автора в целом, происходит сравнение стилистических пластов, характерных для речи персонажей с авторским повествованием.

Сопоставление художественного произведения с его реальной основой

Достаточно часто в основе художественного произведения лежит реально произошедшие события, в других случаях главный герой часто имеет прототип из реальной жизни. Когда мы, к примеру, сопоставляем главного героя художественного произведения и его прототип, мы можем проанализировать на каких именно чертах характера героя автор делает наибольший акцент.

Сопоставление литературного и жизненного сюжета, главного героя и реального человека выполняет двойственную функцию. Во-первых, этот прием говорит о том, что искусство, в данном случае литература, является отражением реальной действительности. Однако, подобное отражение вовсе не является зеркальным. Писатель вносит в это отражение свое собственное отношение.

Сопоставление разных редакций

Сопоставление разных редакций позволяет проследить развитие авторской мысли. Например, если сравнивать черновые наброски и окончательный вариант пушкинского стихотворения «Вновь я посетил…» мы видим, как развиваются идеи Пушкина о бессмертии не только поэта, но и любого другого человека, которого помнят последующие поколения. В окончательном варианте стихотворение наполнено чувством связи разных эпох, поколений человека и природы.

Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя

Одним из важных литературоведческих приемов является сопоставление текста одного художественного произведения с текстами других произведений автора. Этот прием может быть использован для достижения разных целей. Когда мы сравниваем произведения одного автора, мы можем раскрыть общие основы философии писателя и общие основы его художественного метода. Например, если сопоставить два произведения Жуковского «Море» и «Вечер», мы приходим к выводу, что идеальным состояние мира для Жуковского является гармония всего на земле. Недостижимость этой гармонии рождает в душе поэта печальные чувства.

Другим примером может послужить сопоставление стихотворений А.С. Пушкина, написанных в начале обучения в лицее, например, «Пирующие студенты», со стихотворением, посвященным последней лицейской годовщине «Была пора…». Здесь мы видим, как углубляется осознание дружбы и товарищества в душе поэта. Мы видим, как меняется художественное освещение мира и людей в поэзии Пушкина.

Сравнение произведений разных писателей

Сравнение произведений разных писателей или некоторых элементов художественного текста, например, пейзажа, портрета является важным литературоведческим приемом. К этому приёму обычно прибегают для того, чтобы подчеркнуть общность нравственной коалиции, художественной ситуации, сходство и различия героев.

Более сложным в этом приеме является сопоставление так называемых «типов сознания» писателя. Некоторые литературоведы предлагают сравнивать как отдельные черты Базарова, Рахметова, Раскольникова, так и общее отношение Тургенева, Чернышевского и Достоевского к героям 60-х годов ХIХ в. - разночинцам.

Дата последнего обновления статьи: 06.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot