Литературоведческие приемы необходимы для того, чтобы изучить текст, его композицию, понять особенности писательского стиля. Они используются для того, чтобы приблизить читателя к сути авторской мысли в единстве образного и логического начал.
Основными литературоведческими приёмами анализа художественного произведения являются:
- комментарии бытового, исторического, общекультурного либо литературного типа
- сопоставление отдельных частей и различных компонентов художественного текста, выявление сюжета и сопоставление образов героев
- наблюдения над стилем писателя
- сопоставление содержания художественного произведения с его реальной основой
- сопоставление разных редакций
- сопоставление определенного произведения с другими произведениями писателя
- сравнение произведений разных писателей
Комментарии бытового, исторического, общекультурного или литературного типа
Комментарии исторического, бытового, общекультурного или литературного типа воссоздают в мышлении читателя реальную действительность, которую желал передать писатель. С помощью этого приема происходит пояснение намерения писателя, с какой целью было написано то или иное произведение. В тех ситуация, когда читатель не знаком с историей культуры и общества, в его сознании искажается то, что хотел донести автор художественного произведения, позиция писателя остается не до конца понятой или иногда вообще понимается не соответствующим образом.
Например, если читатель не знаком с античными мифами и библейскими сюжетами, то он не сможет полноценно воспринимать лирику А.С. Пушкина.
Литературоведческие комментарии можно найти в трудах известных литературоведов и литературных критиков. Например, если говорить о творчестве А.С. Пушкина, можно воспользоваться трудами Н.Л. Бродского и Ю.М. Лотмана о «Евгении Онегине».
Одним из приемов комментирования художественного текста можно считать воссоздание исторических и психологических явлений, которые побудили автора написать литературное произведение.
Сопоставление частей и различных элементов художественного текста, выявление сюжета и сопоставление образов героев
Основными приемами изучения композиции являются:
- сопоставление частей и элементов художественного текста
- выявление сюжета и сопоставление образов героев
- рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста
Для анализа композиции необходим план анализа, а также мысленная перестановка эпизодов.
Наблюдения над стилем писателя
Изучение авторского стиля помогает прояснить авторскую идею, понять отношение писателя к тому, о чем он говорит в своей работе. Существует множество разнообразных приёмов по изучению авторского стиля. Самое простое действие – поиск эпитетов и глаголов действия в тексте произведения, этот прием помогает заметить тонкость художественной организации текста.
Более сложный прием заключается в осознании художественной манеры автора в целом, происходит сравнение стилистических пластов, характерных для речи персонажей с авторским повествованием.
Сопоставление художественного произведения с его реальной основой
Достаточно часто в основе художественного произведения лежит реально произошедшие события, в других случаях главный герой часто имеет прототип из реальной жизни. Когда мы, к примеру, сопоставляем главного героя художественного произведения и его прототип, мы можем проанализировать на каких именно чертах характера героя автор делает наибольший акцент.
Сопоставление литературного и жизненного сюжета, главного героя и реального человека выполняет двойственную функцию. Во-первых, этот прием говорит о том, что искусство, в данном случае литература, является отражением реальной действительности. Однако, подобное отражение вовсе не является зеркальным. Писатель вносит в это отражение свое собственное отношение.
Сопоставление разных редакций
Сопоставление разных редакций позволяет проследить развитие авторской мысли. Например, если сравнивать черновые наброски и окончательный вариант пушкинского стихотворения «Вновь я посетил…» мы видим, как развиваются идеи Пушкина о бессмертии не только поэта, но и любого другого человека, которого помнят последующие поколения. В окончательном варианте стихотворение наполнено чувством связи разных эпох, поколений человека и природы.
Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя
Одним из важных литературоведческих приемов является сопоставление текста одного художественного произведения с текстами других произведений автора. Этот прием может быть использован для достижения разных целей. Когда мы сравниваем произведения одного автора, мы можем раскрыть общие основы философии писателя и общие основы его художественного метода. Например, если сопоставить два произведения Жуковского «Море» и «Вечер», мы приходим к выводу, что идеальным состояние мира для Жуковского является гармония всего на земле. Недостижимость этой гармонии рождает в душе поэта печальные чувства.
Другим примером может послужить сопоставление стихотворений А.С. Пушкина, написанных в начале обучения в лицее, например, «Пирующие студенты», со стихотворением, посвященным последней лицейской годовщине «Была пора…». Здесь мы видим, как углубляется осознание дружбы и товарищества в душе поэта. Мы видим, как меняется художественное освещение мира и людей в поэзии Пушкина.
Сравнение произведений разных писателей
Сравнение произведений разных писателей или некоторых элементов художественного текста, например, пейзажа, портрета является важным литературоведческим приемом. К этому приёму обычно прибегают для того, чтобы подчеркнуть общность нравственной коалиции, художественной ситуации, сходство и различия героев.
Более сложным в этом приеме является сопоставление так называемых «типов сознания» писателя. Некоторые литературоведы предлагают сравнивать как отдельные черты Базарова, Рахметова, Раскольникова, так и общее отношение Тургенева, Чернышевского и Достоевского к героям 60-х годов ХIХ в. - разночинцам.