Что такое метод
Слово «метод» происходит от греческого слова «методос», что в широком смысле означает «путь».
Под методом понимают способ социальной деятельности в любой сфере, не только в познавательной.
В узком смысле слова под методом понимают совокупность определённых правил, способов, норм познания.
Исследователь использует ряд определенных предписаний, требований, которые способствуют решению поставленной задачи. Благодаря методу исследователь экономит время, силы, приходит к решению задачи самым коротким путем.
Главной функцией метода является его способность регулировать познавательную (и не только) деятельность.
Метод формируется на основе некоторой теории, которая является и его предпосылкой. Эффективность метода заложена в этой теории. Далее метод углубляется в систему. Он позволяет расширить и углубить знания в определённой отрасли.
Метод является объективным, содержательным и фактичным.
Основные литературоведческие методы
В литературоведении можно выделите 13 основных методов:
- Описательный метод
- Биографический метод
- Культурно-исторический метод
- Сравнительно-исторический метод (компаративизм)
- Сравнительно-сопоставительный метод
- Историко-типологический метод
- Историко-генетический метод
- Мифологический/мифо-поэтический метод
- Социологический метод/социологизм
- Психологический метод
- Психоаналитический метод
- Формальный метод
- Структурализм/метод структурализма
Исторические методы в литературоведении
В литературоведении особенно распространен биографический метод. При использовании этого метода происходит установление связи между биографией писателя и особенностями созданного им литературного произведения. Биография, личность автора и его творчество неразрывно связаны между собой. Впервые этот метод был использован французским литературоведом Шарлем Сен-Бёвом в начале XIX века. Помимо литературоведения этот метод так же распространен в психологии и социологии.
При использовании культурно-исторического метода, литература рассматривается как продукт общественной жизни и определённых культурно-исторических условиях. Те события и феномены, которые появились в искусстве в определённую эпоху, объясняются с точки зрения важных исторических моментов. Данный метод впервые стал использовать французский философ-позитивист, теоретик искусства и литературы Ипполит Тэн в середине XIX века.
Немаловажную роль в литературоведении играет сравнительно-исторический метод или компаративизм. Этот метод предполагает выявление общих компонентов в литературах разных стран, существующих на протяжении длительного промежутка времени. При использовании этого метода имеет место поиск универсальных мотивов в литературных произведениях разных стран и анализ того как эти мотивы изменялись с течением времени. Вклад в развитие этого метода в литературоведении внесли немецкие писатели И. Г. Гердер и И.-В. Гете. В России на развитие этого метода большое влияние оказал историк литературы А. Н. Веселовский.
При историческо-типологическом методе происходит выявление общих явлений в литературе, которые типологически являются схожими, но не родственными, сходство этих явлений произошло в результате сходства условий развития.
При использовании историко-генетического метода в литературоведении общность сопоставляемых литературных явлений объясняется их общим происхождением.
Особое место в литературоведении принадлежит мифологическому или мифо-поэтическому методу. Это метод предполагает, что все литературные произведения являются мифами в чистом виде или в них есть большое количество мифологических элементов. Мифологический метод имеет связь с трудами британского культуролога Джеймса Фрэзера и швейцарского психиатра К. Юга о архетипах.
Другие методы в литературоведении
При использовании описательного метода происходит последовательное описание выбранной информации, информация систематизируется исходя из поставленных исследовательских задач. Данный метод особенно часто используется в области гуманитарных наук и литературоведения, в частности. Описательный метод в свою очередь может быть:
- структурно-описательным
- описательно-функциональным
При структурно-описательном методе описание материала происходит с опорой на структуру объекта.
При описательно-функциональном методе описание материала основано на функциях объекта.
Широко используются в литературе и сравнительно-сопоставительный метод, который предполагает выявление природы разнородных объектов, сопоставляя их по различным форматам.
Еще один важный литературоведческий метод - это социологический метод или социологизм. По этому методу социальные события, социальные аспекты жизни писателя определяют искусство и литературу, в частности. В рамках этого метода выделяют так называемый вульгарный социологизм, который предполагает упрощенное понимание связи между социальными явлениями и явлениями в литературе.
Психологический метод является еще одним важным методом литературоведения. Этот метод предполагает наличие связи между определенными процессами в психике человека и явлений искусства. Эстетические явления сравниваются с психологическими процессами как автора, так и читателя. Первыми в России к этому методу стали прибегать русские литературоведы А. Потебня и Д. Овсянико-Куликовский.
Психоаналитический метод в литературоведении предполагает рассмотрение литературных произведений с точки зрения учения австрийского психолога Зигмунда Фрейда. Явления в литературных произведениях рассматриваются через призму бессознательного и подсознательного, психологических комплексов, которые могли сформироваться у писателя в результате психологических травм, полученных в детстве.
Формальный метод в литературоведении используется только для рассмотрения формальной стороны литературного произведения, при этом содержательная сторона практически полностью игнорируется. В данном случае литература рассматривается как набор художественных приемов. В русском литературоведении этот метод стал развиваться благодаря работам В. Журмунского и Б. Томашевского.
В литературоведении так же используется метод структурализма (семиотическая школа). Этот метод предполагает рассматривание литературного произведения в аспекте структурности, знаковости, коммуникативности и цельности. На развитие этого метода повлияли такие исследователи как Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский, Б.А. Успенский.