Литературный процесс – это развитие, движение литературы в рамках большого исторического времени.
Связь между литературой и социально-историческим процессом
Термин «литературный процесс» появился в 20 веке, а популярность получил еще позднее, в 50-60-е годы. До этого момента рассматривались какие-то отдельные стороны литературных взаимосвязей, однако не было осмысления литературного процесса в его целостности. Не осмыслен литературный процесс в полном смысле слова и на сегодняшний день, определены только главные составляющие литературного процесса и намечены возможные методологии его исследования. Для понимания литературного процесса необходимо решить следующие научные задачи:
- Установление связи между литературой и социально-историческим процессом;
- Изучить систему внутренних связей литературы;
- Рассмотреть процесс формирования художественных стилей, из развития и смены.
Литература тесно связана с жизнью общества, с историей. Несмотря на то, что она отражает жизнь общества, литература не является ни ее зеркалом, ни копией. В определенные моменты на уровне тематики и образов литература сближается и исторической реальности, а в какие-то моменты, наоборот, от нее отдаляется. Понять логику такого притяжения и отталкивания, а также найти какие-то переходные звенья, связывающие литературный и исторический процессы, чрезвычайно сложно, и эта задача вряд ли может быть окончательно решена. В качестве такого переходного звена между литературой и жизнью рассматривались и религиозно-символические формы, и общественные стереотипы, и социально-психологическая атмосфера в обществе, и структура эстетического идеала и т.д. Было предложено множество концепций, но механизм преображения реальности исторической в произведения художественной литературы так и остался неразгаданным. Однако в то же время поиск этого переходного звена стимулирует возникновение интересных исследований, формирование оригинальных и неожиданных концепций как в отечественной, так и в зарубежной эстетике.
Именно поиск таких звеньев, однотипных для любого периода истории, порождает концепцию так называемого «нового историзма».
Эта концепция является одной из наиболее востребованных в современной науке. По теории автора данной концепции, Пьера Бурдье, навязывать какие-либо общие законы, опираясь на современную систему, бесполезно. Необходимо исходить из историчности объекта, рассматривать исторический контекст изучаемого произведения. и только при сопоставлении множества элементов общности можно «преодолеть историю». На сегодняшний день концепция Бурдье пользуется большой популярностью, однако она не снимает всех вопросов.
Система внутренних связей литературы
Помимо внешних связей с историей, психологией, литература имеет систему связей внутренних. Она непрерывно соотносит себя с собственной историей. Никогда, ни в одну эпоху и ни один писатель не начинал писать «с чистого листа», он всегда намеренно или бессознательно учитывает опыт предшественников. Писатель создает произведения определенным жанром, где сосредоточен многовековой литературный опыт.
М. М. Бахтин не случайно называет жанр «памятью литературы».
Писатель всегда ищет близкий для себя род литературы и хочет того или нет, он учитывает принятые для выбранного рода законы. Наконец, писатель впитывает в себя авторские традиции и соотносит свое творчество с кем-либо из предшественников. Так формируются внутренние законы литературного процесса, не соотносящиеся напрямую с социально-исторической ситуацией. Например, жанр элегического стихотворения, которое пронизано грустью, а иногда и трагизмом, способен проявить себя в разной социально-исторической ситуации, однако он всегда, независимо от воли и желания автора, будет себя соотносить с жанром элегии. В связи с этим понятие литературного процесса включает в себя формирование, становление жанровых, родовых, стилевых традиций.
Новаторство и традиция в литературном процессе
При рассмотрении литературного процесса как процесса возникновения, развития, смены художественных стилей, возникает целый ряд вопросов:
- Как возникают стили;
- Почему возникают стили;
- Какое влияние стили оказывают на развитие культуры;
- Каким образом формируется индивидуальный стиль;
- Какое значение индивидуальный стиль имеет для развития литературного процесса;
- Какими были стилевые доминанты той или иной эпохи и т.д.
Лишь учитывая эти вопросы можно получить более-менее объемное представление о литературном процессе. При этом необходимо понимание этих вопросов взаимосвязано, системно.
Традиция и новаторство являются важными составляющими литературного процесса. Не существует ни одного великого художественного произведения, которое не было бы связано с контекстом мировой культуры. При этом невозможно представить какое-либо значительное художественно-эстетическое явление, не обогатившее чем-то своим мировую литературу. в связи с этим традиция и новаторство являются оборотными сторонами одного явления. Настоящая традиция непременно предполагает новаторство, а новаторство является возможным только на фоне традиции.
Прямое отношение к проблеме новаторства и традиции имеет идея М. М. Бахтина о мировой культуре как диалогическом пространстве, где разные произведения, даже разные эпохи, перекликаются, раскрывают и дополняют друг друга. Новое произведение зависит о традиции, но произведения прошлых эпох самым парадоксальным образом зависят от современной культуры.
В. В. Мусатов рассматривает проблему традиции с другой точки зрения. Он считает, что любой художник стремится к созданию «индивидуальной гипотезы бытия», и поэтому он каждый раз соотносит опыт своих предшественников с собственной судьбой и своей эпохой. Поэтому традиция – не просто копирование приемов, а очень сложный психологический процесс, когда собственным опытом «проверяется» чужой мир.