Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Литературные жанры в их связях с внехудожественной реальностью

Определение 1

Рецептивная эстетика - это направление в теории литературы, которое фокусируется на читателе (или «аудитории») и его (ее) опыте чтения литературного произведения.

Генезис литературных жанров

Литературные жанры тесно связаны с внехудожественной реальностью, причем эти связи чрезвычайно тесны и разноплановы. Жанровая сущность художественных произведений порождается явлениями культурно-исторической жизни, имеющими всемирное значение. Например, основные черты героического эпоса предопределены особенностями эпохи формирования государств и становления этносов. А активизация в литературах Нового времени романного начала обусловлена тем, что именно в этот период духовная самостоятельность человека стала одним из наиболее важных феноменов первичной реальности.

Во многом эволюция жанровых форм зависит от сдвигов в социальной сфере. Это ярко продемонстрировано Г. В. Плехановым на примере французской драматургии 17-18 столетий, которая прошла путь от трагедий классицизма до мещанской драмы эпохи Просвещения.

Замечание 1

Жанровые структуры – это преломление форм внехудожественного бытия, природного и социально-культурного.

Закрепляемые жанровой традицией принципы композиции произведений отражают структуры явлений жизни. организация художественной речи в каком-либо жанре неизменно находится в зависимости от внехудожественных высказываний – разговорных, ораторских, публичных, интимных и т.д. Об этом говорил и Ф. Шлейермахер, немецкий философ начала 19 века. Шлейермахер отмечает, что драма при возникновении взяла из жизни разговоры, бытующие повсюду, а первоисточником хора древнегреческих трагедий и комедий является встреча человека с народом. Жизненным прообразом художественной формы эпоса является рассказ.

«Литературные жанры в их связях с внехудожественной реальностью» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Формы речи, оказывающие воздействие на все литературные жанры, весьма разнообразны, что показал в своих работах М. М. Бахтин. Ученый отмечал, что все высказывания обладают относительно устойчивыми, определенными типическими формами построения целого. Мы имеем достаточно богатый репертуар устных и письменных речевых жанров. М. М. Бахтин разграничивает речевые жанры:

  • Первичные, которые сложились в условиях непосредственного речевого общения (диалог, устная беседа);
  • Вторичные (публицистика, ораторство, научные, философские тексты). Вторичные речевые жанры он еще называет идеологическими.

По мысли Бахтина, художественно-речевые жанры относятся к числу вторичных, так как в большинстве своем они состоят из разного рода трансформированных первичных жанров (бытовых рассказов, реплик диалога, протоколов, писем и т.д.).

В литературе жанровые структуры – те, которые обладают канонической строгостью, и те, которые от нее свободны – имеют жизненные аналоги. Эти жизненные аналоги обусловливает их появление и упрочение. Они являются сферой происхождения (генезиса) литературных жанров.

Связь литературных жанров с читателем

Большое значение имеет и рецептивная сторона связи литературных жанров с первичной реальностью. Это связано с тем, что произведение какого-либо жанра, по Бахтину, ориентировано на конкретные условия восприятия. Каждый словесно-художественный жанр обладает своими особыми концепциями адресата, особым ощущением и пониманием читателя, народа, слушателя, публики.

Наиболее явственна специфика функционирования жанров на ранних этапах существования литературы.

Замечание 2

Например, Д. С. Лихачев о древнерусской литературе говорит следующее: «жанры определяются их употреблением – в дипломатической и юридической практике (летописи, статейные списки, повести о княжеских преступлениях), в богослужении, в обстановке княжеского быта (славы, торжественные слова и т.д.).

Таким образом классицистическая ода 17-18 веков была составляющим звеном торжественного дворцового ритуала.

Тесно связаны с какой-либо определенной обстановкой восприятия также и фольклорные жанры. Например, комедии фарсового характера сначала являлись частью массового празднества и существовали в его составе. А сказка исполнялась во время досуга и была адресована ограниченному количеству людей. Частушка, появившаяся сравнительно недавно, является жанром деревенской или городской улицы.

Словесное искусство, уйдя в книгу, несколько ослабило свои связи с жизненными формами освоения – чтение произведений художественной литературы успешно осуществляется в любой обстановке. Однако и в этом случае восприятие произведения во многом зависит от жанрово-родовых свойств. Например, драма в чтении ассоциируется со сценическим представлением, а повествование в форме сказа вызывает в воображении читателя ситуацию непринужденной, живой беседы. Пейзажные очерки, семейно-бытовые романы, повести, любовная, дружеская лирика с характерной для этих жанров задушевной тональностью могут вызывать у читателя ощущение обращенности писателя, поэта именно к нему как к индивидуальности – так возникает атмосфера доверительного контакта. А чтение традиционно-эпических произведений, исполненных героики, вызывает у читателя чувство душевного единения с неким широким и весьма емким «мы». Как видно, жанр является одним из связующих элементов, соединяющих автора и читателя, он выполняет роль посредника между ними.

Понятие литературного жара в 20 веке неоднократно отвергалось. П. ван Тигем, французский литературовед, вслед за итальянским философом Б. Кроче утверждал, что интересоваться литературными жанрами, которым следовали писатели прошлого, бесполезно. По мнению П. ванн Тигема, неважно, что они взяли самые древние формы – трагедию, эпопею, роман, сонет, важно, что они преуспели. «Стоит ли заниматься исследованием сапогов, в которые был обут Наполеон в утро Аустерлица?».

Противоположно этому мнению суждение М. М. Бахтина о литературных жанрах как о ключевых героях литературного процесса. В «доромантические» периоды облик литературы действительно определялся в первую очередь законами его жанра, его канонами, правилами, нормами. Однако в 19-20 вв. роль центральной фигуры литературного процесса стал играть автор и его свободно осуществляемая творческая инициатива. С этого момента жанр отошел на второй план, однако своего значения он не утратил.

Дата последнего обновления статьи: 07.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot