Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Литepaтypныe жaнpы в cooтнeceнии c внexyдoжecтвeннoй peaльнocтью

Особенность связи литературных жанров и действительности

Связь между литературными жанрами и внехудожественной реальностью является тесной и разнохарактерной. Жанровая составляющая литературного произведения формируется имеющимися во всем мире феноменами культурно-исторической жизни. Например, основные характеристики давнего героического эпоса определились благодаря особенностям той эпохи, вовремя, которой они существовали. Для нее было характерно становление государства и этносов. В качестве другого примера можно привести становление романного начала в Новое время. Именно в тот период духовное самосостояние личности стало важным элементом первичной действительности.

Развитие жанровых форм связано с развитием непосредственно в социальной сфере. Эту тенденцию ярко демонстрируют работы В. Плеханова, где он в качестве пример приводит развитие французской драматургии XVII–XVIII вв., ее путь от трагедии классицизма до «мещанской драмы» эпохи Просвещения.

Статья: Литepaтypныe жaнpы в cooтнeceнии c внexyдoжecтвeннoй peaльнocтью
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Жанровые структуры также, как и родовые представляют собой преломление элементов внехудожественной социально-культурной и природной действительности. Жанровые тенденции закрепляют принципы композиции произведений. Эти принципы в свою очередь отражают структуру картин жизни. Образование художественной речи в любом литературном жанре зависит от нормы высказываний внехудожественной действительности, например, ораторских, публичных, разговорных и так далее. Эту концепцию поддерживал известный немецкий философ и теолог первой половины XIX в. Фридрих Шлейермахер. Он пришел к выводу, что драма возникла из жизни бытовых разговоров, хоры античных комедий и трагедий есть ни что иное как встреча народа с неким человеком, в свою очередь прообразом художественной формы эпоса является рассказ.

На литературные жанр воздействуют абсолютно разные формы речи. М.М. Бахтин пишет, что все человеческие высказывания имеют определенные и в некоторой степени постоянные типичные формы построения целого, все люди носители богатого набора устных и письменных жанров. М.М. Бахтин считал, что все речевые жанры можно поделить на:

«Литepaтypныe жaнpы в cooтнeceнии c внexyдoжecтвeннoй peaльнocтью» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • первичные
  • вторичные
Замечание 1

К первичным речевым жанрам относятся те жанры которое сложились в условиях непосредственного речевого общения, например, беседа, дискуссия, диалог.

К вторичным речевым жанрам относятся идеологические жанры, которые сформировались в результате ораторских выступлений, научных и философских трактатов.

Как опять же продолжает М.М. Бахтин, художественно-речевые жанры принадлежат к вторичным речевым жанрам, они в основном являются представителями бывших первичных речевых жанров (реплик диалога, бытовых рассказов, писем, протоколов и т. д.).

Литературные жанровые структуры как канонические, так и свободные имеют подобие взятые из жизни. Эти жизненные аналоги определяют их появление и упрочение. Все это является сферой генезиса, то есть происхождения литературных жанров.

Рецептивные связи

Кроме того, немаловажной является рецептивная сторона взаимодействия художественного жанра и первичной действительности. Каждое произведение в зависимости от своей жанровой принадлежности ориентирована на характерные условия восприятия. Каждый литературный жанр имеет своего определенного адресата, жанр ориентируется на ощущения своей публики.

Особенность работы жанров в наибольшей степени ярко прослеживается на ранних этапах развития словесного искусства. В качестве примера можно привести слова Д.С. Лихачева о древнерусской литературе, ученый считал, что литературные жанры формируются сферами их использования, будь то богослужение, юридические документы (статейные списки, летописи, повести о княжеских преступлениях), княжеский быт (торжественные речи). Этот факт так же подтверждает и то, что в XVII–XVIII вв. классическая ода по своей сути была частью торжественного дворцового ритуала.

Устные народные жанры и действительность

Устные народные жанры так же имеют связь с определенной воспринимающей ситуацией. Ранее обязательным элементом массового празднества были комедии фарсовой направленности, они были частью этого мероприятия. Сказки в свою очередь рассказывались во время свободного времени, сказки адресовались определённому узкому кругу людей. Частушка в свою очередь появилась не так давно, частушка — это представитель городской и деревенской улицы.

Когда словесное искусство целиком стало содержаться в книге, оно ослабило связь с реальными формами, так как чтение художественной литературы имеет место быть в любой обстановке. Однако произведение все-таки воспринимается благодаря жанрово-родовым свойствам. Когда читатель читает драму, то у него возникает ассоциация с представлением на сцене, когда читается сказка, она ассоциируется с живой беседой. Семейно-бытовые романы, повести, очерки описания природы, дружеская и любовная лирика способны вызвать у читателя ощущение, что автор обращается именно читателю. Читатель попадает в атмосферу доверия. Когда читаешь героические и эпические произведения, то возникает ощущение причастности к грандиозным событиям, единение с героическим народом. Таким образом, можно сказать что литературный жанр является связующем звеном между писателем и читателем.

Понятие «литературный жанр» в XX веке

Термин «литературный жанр» в XX веке подвергался постоянной критике, его хотели отменить или заменить на что-то другое. Такие литературоведы как Б. Кроче и П. ван Тигем, считали, что литературные жанры, которым следователи писатели прошлого исследовать бесполезно, ими были взяты взрослые формы и в их развитии они добились огромного успеха.

С другой же стороны, М.М. Бахтин, считает, что именно литературный жанр является главным действующим лицом литературного процесса. Истина заключается в том, что в «доромантический» период образ литературы определялся жанровыми законами, а в XIX-XX веках в центре литературного процесса стал непосредственно автор. Таким образом жанр отошел на второй план, но своей роли не потерял.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot