Художественные системы – это совокупность всех литературных произведений, созданных на основе одного продуктивного творческого метода.
Романтизм
В первой трети 19 века литература развивалась под знаком романтизма, противостоявшему рационализму классицизма и Просвещения. Первоначально романтизм упрочился в Германии, где получил глубокое теоретическое обоснование. В скором времени он распространился по всей Европе и за ее пределами. Именно художественное движение романтизма стало ознаменованием всемирно значимого сдвига от традиционализма к индивидуальной поэтике автора.
Романтизм, немецкий в частности, неоднороден, и это убедительно отражено в ранних трудах В. М. Жирмунского. Эти работы оказали серьезное влияние на дальнейшее изучение рассматриваемой художественной системы. Труды В. М. Жирмунского по праву считаются литературоведческой классикой.
По мнению ученого, главным в романтическом движении начала 19 века является не переживание трагического разлада с реальностью и не двоемирие, а представление о пронизанности человеческого бытия божественным началом, о его одухотворенности. Одновременно Жирмунский отмечал, что ранний романтизм ограничен, склонен к эйфории, ему не чуждо индивидуалистическое своеволие, которое позднее преодолевалось двумя способами:
- Обращением к христианской аскетике средневекового типа;
- Освоение связей человека, насущных и благих, с национально-исторической реальностью.
Движение эстетической мысли в направлении от «личность-человечество» к пониманию огромной значимости национального сознания, свойственного гейдельбергским романтикам, Жирмунский расценивал положительно.
Стремление гейдельбергцев к национально-культурному единению, причастность их к историческому прошлому своей страны Жирмунский характеризовал в самых высоких поэтических тонах. Такой является статья Жирмунского «Проблема эстетической культуры в произведениях гейдельберских романтиков».
Реализм
В 19 веке вслед за романтизмом, наследуя его, а в некоторых моментах его оспаривая, в литературе упрочилась новая художественная система, которая получила название реализм. Слово реализм имеет несколько значений, поэтому использование его в качестве научного термина вызывает споры. Применительно к литературе сущность реализма и его место в развитии литературы осознается по-разному.
В период популярности марксистской идеологии реализм возвышался в ущерб всему остальному в литературе и искусстве. Он рассматривался как художественное освоение общественно-исторической конкретики, а также как воплощение идей социальной детерминированности, достаточно жесткой внешней обусловленности поведения и сознания людей.
Значимость реализма в литературе 19-20 столетий часто нивелируется, а порой и вовсе отрицается. Даже само это понятие иногда объявляется «дурным» на основании того, что будто бы его природа состоит только в жизнеподобии и социальном анализе. Литературный период между романтизмом и символизмом, который традиционно называемой эпохой расцвета реализма, аттестуется как «эпоха романа» или искусственно включается в сферу романтизма. Оснований изгонять слово «реализм» из литературоведения, дискредитируя и снижая его смысл, не существует. Актуально другое – очищение данного термина от вульгаризаторских и примитивных интерпретаций. Естественным является считаться с традицией, по которой словом «реализм» или словосочетанием «классический реализм» обозначается многоплановый, богатый и вечно живой художественный опыт 19 века.
Сущность классического реализма заключается не в социально-критическом пафосе, хоть и игравшем большую роль, а в первую очередь в широком освоении живых связей человека с ближайшим окружением – микросредой в ее национальной, сословной, эпохальной, сугубо местной и другой специфичности.
В отличие от романтизма, реализм склонен не к идеализации и возвышению героя, отчужденного от реальной действительности, отрешенного от мира и противостоящего ему, а к критике, причем достаточно суровой, уединенности его сознания.
Писатели – реалисты осознавали действительность как требующую от человека ответственной причастности ей. Подлинный реализм при этом не исключает, а наоборот, предполагает интерес писателей к современности, постановку, обсуждение религиозных и нравственно-философских проблем, уяснение связей человека с судьбами народов, с культурной традицией человечества, с миропорядком и вселенной. Об этом свидетельствует творчество великих русских писателей, таких как И. А. Бунин, А. А. Ахматова, М. А. Булгаков, А. И. Солженицын, М. М. Пришвин, Э. Золя, Г. Флобер, Ч. Диккенс, О. де Бальзак, Т. Манн и других.
Литературные общности 20 века
Наряду с традиционным реализмом в 20 веке сосуществуют и взаимодействуют другие литературные общности. К ним относится, в частности, социалистический реализм, который агрессивно насаждался политической властью в СССР и странах социалистического лагеря. Как правило, произведения писателей этого направления оставались на уровне беллетристики. Однако в русле данного метода работали такие выдающиеся писатели, как М. А. Шолохов, М. Горький, В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский. обычно литература соцреализма опиралась на формы изображения жизни, свойственнее классическому реализму, однако в своей сущности она противостояла мироотношению и творческим принципам большинства авторов 19 века.
В 20 веке на передний план литературы выдвинулся модернизм, который органически вырос из культурных запросов своей современности. Модернизм в отличие от классического реализма наиболее ярко проявил себя в поэзии, а не в прозе. Чертами модернизма являются максимально свободное самораскрытие авторов, их стремление к обновлению художественного языка, сосредоточенность на культурно-историческом прошлом, чем на ближайшей реальности. Этими чертами модернизм близок к романтизму.
Модернизм неоднороден. В нем выделяется целый ряд школ и направлений, среди которых первое место занимает символизм.
В составе модернизма выделяются две тенденции, разнонаправленные но тесно соприкасающиеся:
- Авангардизм, пиковая точка которого приходится на футуризм;
- Неотрадиционализм.
Яркими представителями неотрадиционализма являются О. Э. Мандельштам, И. А. Бродский, А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак.