Пикарескный роман – это ранний этап развития европейского романа. Содержание пикарескного (плутовского) романа – похождения пикаро – жулика, плута, авантюриста.
Жанровая специфика романа «Молль Флендерс»
Известно, что литературное признание Даниеля Дефо основано по большей части на его главном произведении – романе «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Своеобразие остального творчества писателя изучено гораздо меньше.
Роман «Молль Флендерс», написанный в 1722 году, не так хорошо известен читателям. Часто это произведение относят к жанру плутовского романа, возникшего в Испании в 16 веке. Но более внимательный анализ этого произведения показывает, что повторяя внешне жанрово-композиционную схему «низкого» барочного романа, Д. Дефо не стилизует свое произведение в духе пикарески, а меняет его тональность в соответствии с философскими исканиями и новым оптимистическим мироощущение 18 века.
Тематическое родство романа «Молль Флендерс» с самыми известными произведениями пикарескного жанра на самом деле обнаруживается уже в заглавии: ««Радости и горести знаменитой Молль Флендерс, которая родилась в Ньюгейтской тюрьме и в течение шести десятков лет своей разнообразной жизни (не считая детского возраста) была 12 лет содержанкой, 5 раз замужем (из них один раз за своим братом), 12 лет воровкой, 8 лет ссыльной в Виргинии, под конец разбогатела, стала жить честно и умерла в раскаянии, написано по ее собственным заметкам».
Такое название дает представление о главном герое произведения – плутовке, авантюристке, женщине не слишком строгих нравственных правил. Вместе с этим в таком названии выражается и пространственная статическая концепция многообразия мира, которая характерна для авантюрно-плутовского романа и определяет его мир как смежность контрастных положений – счастья-несчастья, удачи-неудачи.
Следуя пикарескной традиции, Д. Дефо в своих романах в качестве ведущего принципа выбирает принцип биографического оформления героя. Но этот принцип все же несколько изменяется под воздействием эстетических принципов рококо. Писатель не настаивает на документальности произведения, а обыгрывает ее как повествовательную возможность. Дефо через сомнение, подозрение реальности убеждает в достоверности.
«Биографичность» произведений Д. Дефо, повествование от первого лица, с другой точки зрения, могут быть объяснены данью модной традиции мемуарной литературы, скандальных хроник, жизнеописания всякого рода авантюристов, секретных историй, которые в литературе ознаменовали поворот к области частных интересов личности.
Вследствие демократизации читательской аудитории появился новый «обыкновенный» демократический герой, не заключенный в границы бурлескной ситуации романа барокко.
Роман «Молль Фландерс» сближается с пикареской в ряде элементов:
- Одногеройность;
- Изображение судьбы человека в мире;
- Постановка в центр произведения героя-повествователя;
- Традиционный экскурс в экспозиции произведения в родословную героини.
Но роман Дефо связан с другой стадией развития романного жанра. Освоенный плутовским романом вечный конфликт человека и общества в романе Дефо реализуется в одном из вариантов в качестве конфликта «человеческого общества и человеческой природы» и получает совершенно новое художественное осмысление.
Проблемы жанровой принадлежности романа «Робинзон Крузо» Д. Дефо
Сюжет романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» распадается на две части. В первой части описываются события, связанные с общественной жизнью главного героя, его пребыванием на родине. Вторая часть описывает отшельническую жизнь героя на острове.
Повествование в романе ведется от первого лица, что усиливает эффект правдоподобия. Хоть рома близок к описательному жанру реального происшествия (морской хроники), сюжет произведения чисто хроникальным назвать нельзя. Многочисленные рассуждения главного героя, отношения Робинзона с Богом, описания чувств, владеющих им, повторы нагружают повествование символической и эмоциональной составляющей и тем самым расширяют рамки жанрового определения произведения.
Именно поэтому к роману Дефо было применено несколько жанровых определений:
- Авантюрный роман;
- Приключенческий просветительский роман;
- Роман воспитания;
- Островная утопия;
- Духовная автобиография;
- Аллегорическая притча и т.д.
М. Бахтин считает, что роман Д. Дефо можно отнести к романизированным мемуарам.
Признаком авантюрности произведения, по мнению М. Сколянского, часто является присутствие слова «приключение», «авантюра» в названии произведения. В заголовке романа Дефо стоит «Жизнь и удивительные приключения Робинзон Крузо».
Авантюра – это разновидность чрезвычайного события. А сама фабула произведения Дефо – уже экстраординарное событие. Дефо над своим героем производит своеобразный просветительский эксперимент, оставив его на необитаемом острове.
Отнести роман к духовной автобиографии позволяет мемуарно-дневниковая форма повествования, свойственная для этого жанра. А в рассуждениях Робинзона Крузо, его противостоянии одиночеству содержатся элементы романа воспитания.
Если рассматривать произведение в целом, то этот остросюжетный роман распадается на целый ряд рад эпизодов, свойственных для беллетризованного путешествия, которое было популярно в 17-18 вв. При этом центральное место отводится теме духовного становления героя, его возмужания.
«Робинзона Крузо» можно рассматривать и как аллегорическую притчу о духовном падении человека и его возрождении. Другими словами, это повествование о скитаниях заблудшей души, которая через обращение к Богу обрела путь к спасению. Главный герой любое, самое пустяковое происшествие, рассматривает как «промысел божий», а любое случайное стечение негативных обстоятельств – как справедливое наказание и искупление за совершенные прегрешения. Даже совпадения дат Робинзону кажутся символическими и осмысленными.
Сам писатель уверял, что все приключения Робинзона – это аллегорическое воспроизведение драматических событий в его собственной судьбе.
Многие детали произведения приближают роман Дефо к будущему психологическому роману. Исследователи подчеркивают значение творчества Дефо для становления психологического романа. Дефо изображает жизнь в самых разных ее формах и сосредотачивает внимание не только на окружающем героя внешнем мире, но и на внутреннем мире человека.