Антиутопия – это негативный сценарий будущего, в противоположность утопии – сказке о счастливом грядущем.
«О дивный новый мир» - утопия или антиутопия?
Действие романа происходит в могущественном Мировом Государстве. На дворе 632-й год Эры Форда, эры стабильности. Форд – создатель самой крупной в мире автомобильной компании. Форд в Мировом Государстве подменяет Бога и на религиозном, и на бытовом уровне: ему молятся, люди говорят «сохрани Форд» или «Форд его знает». Форд – божество и символ эпохи. Весь мир находится под властью технократии, за исключением оставленных в качестве заповедников специальных резерваций, расположенных в местах с плохими климатическими условиями.
Главной особенностью антиутопии Хаксли является то, что в его вымышленном мире биологические открытия дают возможность провести генетическое программирование. Для этого в специальных инкубаторах при помощи разных методик выращиваются оплодотворенные яйцеклетки. В результате формируется кастовое общество, в котором каждая социальная группа уже заранее подготовлена к исполнению конкретной функции.
По совокупности признаков роман Хаксли – антиутопия. Но здесь присутствуют и утопические аспекты. Менталитет потребления, естественное программирование людей кастовость являются основам стабильности, которой современному миру очень не хватает. То есть Хаксли решил все актуальные проблемы человечества, подчинив планету сознанию и воле мирового правительства. Даже законы биологии и физики сдались перед могучей мыслью альф. В мире больше нет эпидемий, войны, социального неравенства, так как никто не осознает своего социального статуса, всех все устраивает. Все уже предусмотрено, продумано, все стерильно и чисто. Даже оппозиция не подвергается преследованиям, а просто высылается из страны и продолжает жить со своими единомышленниками. Возможно, изображенный автором мир – это все-таки утопия?
Однако в этой прекрасной сказке заметно проступает реальность. Ради порядка приходится жертвовать нравственностью, искусством, культурой, институтами брака и семьи. Так же в жертву приносится и сама суть выбора, так как человеческая жизнь заранее запрограммирована и предрешена. Например, у «эпсилона» уже на генетическом уровне отнята возможность выбиться в «альфы». То есть, ради комфорта нарушаются все привычные представления о справедливости, свободе и любви.
Стандартизация людей
Главным условием гармонии в мире Форда является стандартизация людей. Это же и основная тема романа. Во имя лозунга «Общность, Одинаковость, Стабильность» уничтожено все ценное, что есть в душе человека. Люди делятся на касты:
- Альфа. Это люди первого сорта, которые занимаются умственным трудом. Альфа-плюсовики занимают высшие руководящие должности. Альфа-минусовики – чины пониже. У этих людей наилучшие параметры, привилегии и возможности.
- Беты – это женщины, пары для альф. Беты есть плюс и минус – умнее и глупее. Беты красивы, всегда стройны и молоды, достаточно умны.
- Гаммы, дельты, эпсилоны – это рабочий люд. Дельты и гаммы относятся к обслуживающему персонажу, а также работают в сельском хозяйстве. Эпсилоны – это низшие слои общества, они умственно отсталые и занимаются исполнением рутинной механической работы.
Каждая каста воспитывается по-разному. В первую очередь прививается уважение к высшей касте и презрение к низшей. Отличается даже цвет одежды:
- Альфы носят серое
- Дельты – хаки
- Эпсилоны – черный и т.д.
Конфликт в романе «О дивный новый мир»
В антиутопии Хаксли конфликт – это не только спор между старым мировоззрением и новым. Это противостояние двух ответов на извечный вопрос о том, может ли благая цель оправдать любые средства?
Воплощение идеологии Нового мира, Мустафа Монд считает, что ради счастья можно пожертвовать искусством, верой, свободой и индивидуальностью. Дикарь, наоборот, ради этого хочет отказаться от стабильности, по его мнению, она того не стоит. И Мустафа Монд, и Дикарь запрограммированы воспитанием, и потому этот конфликт перетекает в коллизию. Дикарь не приемлет ложь во спасение, на которой основан «дивный новый мир», он воспитан на высоконравственных идеалах шекспировских времен. Мустафа же выбирает стабильность. Он прекрасно знает историю человечества и разочарован в нем, и поэтому твердо убежден, что для достижения блага хороши любые средства.
Во все времена существовали глобальные проблемы, острейшие противоречия, разобщенность общества, присутствие этнической нетерпимости, расовой разобщенности. И отсюда часто возникали межнациональные или социальные конфликты. Все это можно определить термином «культурный конфликт», который определяется следующим образом:
- Конфликт, возникающий в сознании индивида при его нахождении на стыке двух противоречащих друг другу стандартами и нормами культур;
- Критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных позициях, установках, суждениях, ориентациях между отдельными личностями, между группами личностей, между личностью и группой, группой и обществом, личностью и обществом, между разными обществами либо их коалициями.
Формой культурного конфликта может быть как небольшая ссора, так и межгосударственный конфликт, который выливается в долгое противостояние. Примером такого культурного конфликта являются национально-освободительные войны или крестовые походы.
Культурный конфликт наблюдается и в романе Олдоса Хаксли.
Как такового конфликта в начале романа нет, автор описывает стабильный мир. Внутренний дискомфорт возникает только тогда, когда автор вводит в роман «индейскую резервацию в Нью-Мексико». Именно эта резервация становится первым противоречием новому миру. Цивилизация индейцев – это наш современный мир, только без технологий. Дикари обладают чувством семьи, они почитают Бога, знакомы с искусством. Но «новые люди» уничтожили этот мир и оставили только резервацию, в которой люди живут за проволокой, как звери, а альфы ездят туда в отпуск, посмотреть на дикарей. Налицо одно из следствий культурного конфликта, когда одна культура практически полностью уничтожает другую.