Памфле́т — это одна из разновидностей художественно-публицистического произведения, вид политической литературы, статья либо брошюра, имеющая резко обличительное содержание. Отличается от пасквиля тем, что касается общественной деятельности обличаемого лица.
Биография Джона Мильтона
Известный английский мыслитель, политический деятель, поэт, автор религиозных трактатов и политических памфлетов, Джон Мильтон родился в декабре 1608 года в Лондоне. Отец поэта, Джон Мильтон-старший, работал в компании Скривенеров на незначительных должностях. Мать писателя, Сара Джеффри, была моложе своего супруга на десять лет.
Большую часть своего детства писатель занимался образованием, родители стремились наилучшим образом обучить сына. Читать по-английски будущий писатель научился в пятилетнем возрасте. В это же время при помощи частного учителя Мильтон стал изучать арифметику. Из учителей, обучавших Мильтона, известно имя только шотландского пресвитерианина Томаса Янга, который приобщил писателя к латинской и греческой литературе.
В 1615 году Джон Мильтон поступил в одну из лучших грамматических школ Англии – школу Святого Павла. Этот период впоследствии писатель вспоминал с теплотой и хорошо отзывался о школьных друзьях и преподавателях.
В ноябре 1623 года Джон Мильтон поступил в Кембриджский университет. После окончания курса писатель шесть лет провел в имении отца, где занимался самообразованием и самосовершенствованием. В этот период Мильтон написал четыре стихотворения.
В 1637-1638 году Мильтон путешествовал по Италии и Франции, где познакомился с знаменитыми людьми того времени, в числе которых были Гуго Гроций и Галилей. В отличии от большинства великих людей, первая половина жизни Джона Мильтона прошла в абсолютной душевной гармонии. Первые поэмы Мильтона полностью соответствуют его светлому настроению. В этот период Мильтон написал следующие приведения:
- «Веселый» и «Задумчивый». В этих коротких поэмах поэт показывает человека в двух противоположных настроениях. Оба произведения характеризуются непосредственным чувством и грациозностью, присущей лирике Елизаветинской эпохи.
- «Люсидас». В поэме Мильтон описывает идеализированную сельскую жизнь, однако само произведение гораздо глубже так как открывает патриотические чувства, таящиеся в душе поэта. В этом произведении переплетается меланхолическая поэзия и фанатизм пуританина.
- «Комус». Это произведение является одной из талантливейших драматических пасторалей, которые были в моде в то время.
После возвращения из путешествия Джон Мильтон поселился в Лондоне, где занимался воспитанием своих племянников. В этот период Мильтон сочиняет трактат «О воспитании», который в основном имеет биографический интерес и отражает отвращение писателя к рутине.
В 1642 году произошли серьезные изменения в личной жизни писателя. Женитьба превратила безмятежное существование писателя в ряд материальных неурядиц и домашних проблем. В первый же год жена ушла от писателя и тем самым довела Мильтона до отчаяния. Этот неудачный опыт семейной жизни Мильтон отразил в полемическом трактате «О разводе».
В начале 1652 года писатель потерял зрение. Однако отличная память и способность упорядочивать материал помогали Мильтону преодолевать трудности, связанные со слепотой.
Старость Мильтона прошла в одиночестве. И вместе с тем, это был период величайшего творчества. В это время, с 1660 по 1674 годы, Джон Мильтон написал три своих гениальных произведения:
- «Потерянный рай»
- «Возвращенный рай»
- «Самсон-борец».
«Ареопагитика: Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии»
«Ареопагитика» - полемический трактат Мильтона, направленный против цензуры.
Произведение считается одной из самых проникновенных и влиятельных философских речей, написанных в защиту свободы печати и слова.
Трактат был опубликован в ноябре 1644 года, когда в Англии в самом разгаре была Гражданская война. Название трактата Джон Мильтон заимствовал у Исократа, афинского оратора. Мильтон не собирался обращаться лично к заседающим, и оформил текст речи в виде памфлета. Сам выход памфлета являлся нарушением опровергаемого поэтом запрета на неподцензурную публикацию.
Джон Мильтон был сторонником парламента. Поэт жестко раскритиковал постановление о предварительной цензуре публикаций, принятое депутатами в 1643 году. Мильтон отмечал, что таких порядков не было ни в Древнем Риме, ни в классической Греции.
Поэма «Потерянный рай»
В 1667 году в печати появилась поэма «Потерянный рай», состоящая из двенадцати книг. Это произведение – христианская эпопея о возмущении ангелов, отступивших от Бога, и о падении человека. большое значение этого произведения заключается в психологической картине противостояния неба и ада.
Первая песнь поэмы, в которой побежденный враг Творца гордится своим падением и строит пандемониум, является самой вдохновенной во всем произведении. Первая песнь стала первоисточником демонизма Байрона и вообще всех романтиков. Идиллическая часть, в которой описывается рай, любовь первых людей и их изгнание, соответствует пафосу демонической стороны произведения.
Поэт посредством музыкальности стиха, грозных аккордов и красоты в передаче чувств говорит о непримиримости в деле веры.
«Возвращённый рай»
В поэме «Возвращенный рай», написанной в 1671 году, Джон Мильтон передает историю искушения Христа злым духом. Это произведение было создано Мильтоном в заключительный период его творчества. Ослепший поэт диктовал текст произведения своей дочери и друзьям.
В первом издании книги содержался также текст пьесы «Самсон-борец».
Это произведение состоит из четырех книг. «Возвращенный рай» - это рассказ о попытках Сатаны совратить Иисуса Христа. Особое внимание поэт сосредотачивает именно на образе Христа, который для Мильтона является идеальным человеком-гражданином, который, невзирая на всеобщее непонимание и одиночество, сумел найти в себе силы противостоять царящему в мире злу. Он верен своим убеждениям и ни на шаг не отступает от собственных принципов, благодаря чему одерживает победу над злым духом и спасает человечество.
В поэме «Возвращённый рай» отражается изменение взглядов автора на механизмы и пути социального прогресса.