Литературная карьера Джона Голсуорси
Первой книгой, которую опубликовал Джон Голсуорси, стал сборник небольших рассказов «От четырех ветров». Сборник был опубликован в 1897 году. Следующим произведением Голсуорси стал роман «Джослин». Об этом произведении Джозеф Конрад писал: «поэтичный в своем трагизме». Первые две работы писателя были опубликованы под псевдонимом Джон Синджон.
В 1996 году вышла первая пьеса Джона Голсуорси «Серебряная коробочка», которая имела большой успех. В этом же году был издан роман «Собственник», ставший первой книгой из трилогии о Форсайтах. Джон Голсуорси писал и романы, и пьесы, однако в начале своей литературной карьеры он отдавал предпочтение именно пьесам, основной темой которых были социальные и классовые взаимоотношения. Голсуорси в качестве драматурга пользовался большой популярностью, а в его пьесах поднималась тема неравенства и несправедливости общества. В «Серебряной коробочке» говорится о том, что есть лишь один закон и для богатых, и для бедных. А в своей пьесе «Справедливость» Голсуорси выступает за судебную реформу.
Основной темой творчества Джона Голсуорси является мир собственности и собственников, который противопоставляется миру красоты, гармонии и свободы.
По мнению писателя, собственность превращает людей в рабов. В произведении «Вилла Рубейн» конфликт разворачивается вокруг столкновения мира буржуа, в котором богатство считается основной ценностью человека, и мира художника.
В произведении «Остров Фарисеев» Голсуорси раскрывает лицемерие буржуазного общество, которое скрывается за маской респектабельности. Остров является метафорой, в которой писатель обличает Англию с ее лицемерными церковниками, политиками, деятелями искусств и учеными.
Сам писатель позиционировал себя как реалист. Он противопоставляет правдивость изложения чистому искусству, которое считает лживым. В своих статьях «Туманные мысли об искусстве», «Аллегория о писателе», «Искусство и война» Голсуорси говорит о том, что целью искусства является вдохновение жизнью и общественное назначение искусства.
Джон Голсуорси, как писатель-романист, считал необходимым уловить взаимосвязь между характером героя, его мыслью и его жизнью.
Наличие жизненно-правдивого героя произведения есть главное условие романа, по мнению Голсуорси.
Голсуорси в своих произведениях выступает за проведение многих реформ, в том числе и реформы судебной системы, борьбу за права женщин, противостояние цензуре, борьбу за права животных.
Джон Голсуорси написал 20 романов, 173 рассказа, 27 пьес, 700 писем, 5 эссе, 3 сборника поэзии. Среди наиболее известных произведений писателя следующие:
- Сборник рассказов «От четырёх ветров»
- Роман «Джослин»
- Роман «Вилла Рубейн»
- Роман «Остров фарисеев»
- ''Сага о Форсайтах'' - I. Собственник. роман (1906г.) Последнее лето Форсайта (1918г.) II. В петле. роман (1920г.) Пробуждение (1920г.) III. Сдаётся в наём. роман (1921г.)
- Роман «Усадьба»
- Роман «Братство»
- Пьеса «Справедливость»
- Роман «Патриций»
- Пьеса «Старший сын»
- Роман «Темный цветок»
- Роман «Фриленды»
- Пьеса «Полный месяц»
- Роман «Сильнее смерти»
- «Гротески»
- Роман «Путь святого»
- Пьеса «Мёртвая хватка».
«Сага о Форсайтах»
Сейчас Джон Голсуорси наиболее известен благодаря своим романам, среди которых особое место занимает трилогия «Сага о Форсайтах». Произведение было написано в период с 1906 по 1921 год. Сам писатель рассматривал это произведение в качестве социального диспута. Голсуорси считал, что его долгом как писателя является исследование проблемы общества. Голсуорси признавался, что прежде чем начать работу над «Сагой о Форсайтах», он перечитал произведения Золя, Киплинга, Тургенева и Флобера.
В трилогии, как и в других романах писателя, подробно описывается жизнь социальных слоев, особенно высшего слоя среднего класса. Несмотря на то, что Голсуорси испытывает симпатию к героям своих произведений, он показывает их жадность, замкнутость, снобизм, а порой и весьма сомнительные моральные принципы. Джон Голсуорси считается одним из первых авторов Эдвардинской эпохи, поставившим под сомнение идеалы общества, превознесенные в литературе Викторианской эпохи. Несмотря на то, что писатель отразил изменения семьи среднего класса в Англии, сам он говорил о том, что английское общество мало в чем изменилось.
В «Саге о Форсайтах» речь идет о трех поколениях английского среднего класса перед 1914 годом. Эта история была смоделирована с кузена писателя, Артура Голсуорси. Например, ситуация, когда Сомс изнасиловал свою супругу, была описана на основе реальных событий, произошедших между Адой и Артуром, ее бывшим мужем.
Автор романа «Жан-Кристоф» Ромен Роллан ввел термин «роман-река» для описания подобных романов, которые можно читать отдельно, но при этом в них описывается та же тема.
Форсайты в качестве главных героев появляются в пьесе «Цивилизованный» и в рассказе «Спасение Форсайта». Именно в этих произведениях проявляются собственнические черты Форсайтов.
«Сага о Форсайтах» включает в себя следующие произведения:
- Роман «Собственник», 1906 год
- Роман «В петле», 1920 год
- Роман «Сдается в наем», 1921 год
- Две интерлюдии.
К эпопее «Сага о Форсайтах» примыкает второй цикл – «Современная комедия».
Действие эпопеи охватывает около четырех десятилетий, включая Первую мировую войну, когда викторианское общество, частью которого является старшее поколение Форсайтов, терпит крушение. Голсуорси через описания перипетий жизни Форсайтов создает образ кризисной эпохи, в которой разрушаются опоры жизни, строившиеся веками, а влияние времени оказывается гораздо сильнее связей кровного родства.
Форсайты были солидными, добропорядочными посредниками, которые умело и с достоинством выполняли свое дело – владели и управляли имуществом. У них соединяются такие черты, как здравомыслие, кастовые предрассудки, практицизм и духовная культура, безусловная честность. Форсайты своим образом жизни, принципами и кругом понятий характеризуют 19 век как время веры в прогресс, в жесткую социальную иерархию, основанную на собственности, и в риторические моральные принципы.
В 1981 году по эпопее был поставлен телесериал, который прошел во многих страна и имел большую популярность, что лишний раз подтвердило интерес читателей к главному произведению Джона Голсуорси.