"Дом, где разбиваются сердца" – это одна из лучших, наиболее поэтичных пьес Шоу
История и предпосылки создания пьесы «Дом, где разбиваются сердца»
Одну из своих наиболее известных пьес Б. Шоу начал писать в 1913 году. Стержневым мотивом пьесы стало духовное разложение паразитических классов буржуазного общества. Работу над пьесой драматург завершил в 1917 году, однако обнародовал ее лишь два года спустя, в 1919 г., обобщив результат многолетних размышлений о судьбах собственнической буржуазной цивилизации.
10 ноября 1920 года в американском театре «Гилд» прошла премьера пьесы. в октябре 1921 года пьеса была поставлена в Лондоне. Повторно «Дом, где разбиваются сердца» была поставлена лишь в апреле 1932 года. По свидетельству С. Б. Пэрдома, пьеса Шоу была воспринята зрителями с глубочайшим уважением и произвела на публику сильное впечатление.
В творческой биографии драматурга эта пьеса тоже занимает особое место. «Дом, где разбиваются сердца» открывает период деятельности Шоу, который называют второй эпохой его творчества.
Одним из важных литературных факторов, которые толкнули драматурга на трансформацию собственной художественной системы, стало творчество А. П. Чехова.
В предвоенные годы драмы Чехова только-только начинали свою сценическую жизнь на сценах английских театров, где они были известны только ограниченному кругу ценителей так называемой «серьезной драмы». Этот жанр не пользовался особой популярностью у широкой публики. Предвоенные и военные годы были временем господства в английском театре коммерческих предприятий, которые наводнили сцену продукцией разного рода посредственностей. А произведения больших драматургов, таких как Бернард Шоу, не могли конкурировать с сентиментальными мелодрамами. Заметно охладевшие к драматургу буржуазные зрители прониклись к нему еще большей неприязнью из-за его антимилитаристской позиции. Для его антивоенных пьес двери лондонских театров оказались закрытыми. Поэтому премьера пьесы «Дом, где разбиваются сердца» состоялась в американском театре, а не в Англии. В сложившейся вокруг Шоу обстановке недоброжелательства и травли, Чехов стал для драматурга неким литературным знаменем и опорой в борьбе с реакционерами от политики и литературы. Шоу, подчеркивая связь своей пьесы с чеховской традицией, называл ее «фантазией в русском стиле на английские темы». Чехов помог драматургу сформулировать и до конца раскрыть тему внутреннего кризиса буржуазного мира, выросшую из глубины его собственного творчества. Шоу прочел драмы русского драматурга, выделив те стороны, которые максимально отвечали его собственным идейным воззрениям.
Пьеса Шоу дает этому мотиву крайне широкое выражение. Как поясняет сам драматург, ее основной темой должна была стать трагедия праздной Европы в предвоенное время. По мнению Шоу преступление английской интеллигенции состояло в том, что она всю область общественной жизни предоставила в распоряжение дельцов, беспринципных и невежественных. В результате этого случился разрыв жизни и культуры.
Драматический конфликт пьесы
В пьесе Бернарда Шоу воплощена трагедия буржуазной цивилизации, которая вступила в конфликт с логикой исторического развития.
Двойственность образной структуры произведения связана с тем, что философское измерение пьесы приобретает драматически зримый облик и стремится к полному овладению сценой. Каждый из образов пьесы, начиная с драматических характеров и заканчивая деталями сценической обстановки, словно двоится и к зрителю поворачивается то условно-символической, то обыденно-житейской стороной. Такая двойственность характерна в первую очередь центральному образу произведения – образу дома-корабля. Это странное здание, построенное капитаном Шотовером по образу и подобию корабля, ассоциируется с:
- песней о Британии, владычице морей;
- легендой о «Летучем голландце», корабле-призраке;
- Ноевым ковчегом, который заселен самыми разными представителями утопающего мира.
Этот «душераздирающий дом» является символическим образом буржуазной Англии, находящейся на грани величайшей исторической катастрофы. под крышей этого «дома без основ» собраны люди самого разного возраста, разных профессий, общественных и имущественных положений. Однако кроме этих персонажей есть еще один, невидимой, и его невидимое присутствие ощущается благодаря большому количеству образных деталей и напряженной атмосфере пьесы. Условно этот персонаж обозначается словом «судьба». Для драматурга это понятие не имеет какого-либо мистического содержания, для него судьба – это сила исторического возмездия.
Персонажи пьесы, встречаясь с «роком», встречаются с историей, враждебной им. На суд этой истории они несут свои культурные, духовные и моральные ценности.
Важнейшую сторону авторского замысла составляет демонстрация безнадежной мертвенности этого культурного достояния, накопленного веками.
Драматург показывает, как собственнический мир, доживающий свои последние мгновения, тщетно пытается найти хоть какую-то точку опору среди привычных чувств и идей. Традиционные формы духовной жизни мира буржуазии, превратившиеся в пустые оболочки, являются всего лишь масками, которые скрывают духовную наготу представителей этого мира. Но эти личины перед лицом истории спадают и во всей своей неприглядности предстает душевная нищета обанкротившихся детей буржуазной Англии.
Шоу подводит итог деятельности нескольких поколений интеллигенции и приводит своих персонажей на суд истории. Каждый из персонажей обладает ярко выраженным характером и воплощает конкретную тенденцию духовного и культурного развития Англии.
В жесткой иронии драматурга присутствует и личный оттенок. Своей пьесой Шоу подводит итог не только развитию буржуазной цивилизации, но и собственной многолетней деятельности, которая была направлена на улучшение социальной системы. Мечты Шоу о ее оздоровлении, о создании в условиях глубокого распада «новых людей» оказались наивной и абсолютно беспомощной утопией. Именно в этом кроется причина глубокой лирической печали, пронизывающей всю драму Шоу.