Биография писателя
Знаменитый американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд родился 24 сентября 1896 года в городе Сент-Пол, штат Миннесота, в семье обеспеченных католиков. Отец будущего писателя был из древнего ирландского рода. Мать Френсиса - Молли Маккуиллан – была родом из богатой семьи. Родственники по линии матери обеспечили безбедное существование их семье. Фрэнсис имел возможность получить образование в престижных учебных заведениях. С 1908 по 1910 год он проходил обучение в Академии Сент-Пола. С1911 по 1913 он учился в Newman School. А с 1913 по 1917 годы он получал образование в Принстонском университете.
Еще в университете Фрэнсис начал писать рассказы, которые достаточно часто занимали первые места в университетских конкурсах. В университете он начинает ощущать несправедливость классового неравенства. Будучи человеком из не самой богатой семьи, он ощущал притеснения более богатых.
Не окончив университет Фицджеральд уходит служить в армию, где ему удалось построить хорошую карьеру.
В 1919 году Фицджеральд покинул армию и некоторое время работал рекламным агентом. Будучи еще на службе в армии, он знакомится с девушкой из достаточно известной и богатой семьи Зельдой Сейр. Ее образ занимал значительное место в творчестве писателя.
Их помолвка так и не состоялась, так как семья Сейр была против их брака. На тот момент Фицджеральд не имел постоянной работы. Он мог добиться успеха лишь на литературном поприще. В течении последующих нескольких лет он пишет многочисленные произведения, стихи, рассказы, пьесы и отправляет их во все возможные издательства. Первые его попытки терпят неудачу. Он возвращается снова к родителям, там писатель продолжает работу над романом «Романтический эгоист», которую ранее уже отказывались печатать издательства. В 1920 г. этот роман был все же опубликован, под названием «По ту сторону рая». Произведение сразу же прибирает грандиозный успех. Роман приносит писателю популярность, известность и богатство. В этом же году состоялось его венчание с Зельдой.
В 1922 году Фицджеральд покупает большой дом на Манхеттене, где начинает свою работу над романом «Великий Гэтсби».
Получив признание и богатство, Френсис и Зельда ведут богатый образ жизни, ни в чем себе не отказывают, устраивают вечеринки, много путешествуют. Френсис и Зельда прославились тем, что часто любили совершать неординарные поступки, о которых потом шла всеобщая молва.
В 1924 году Фицджеральд уезжает в Италию, затем во Францию, там состоялось его знакомство с Э. Хемингуэем. В Париже в публикацию выходит знаменитый роман Фицджеральда «Великий Гэтсби» - символ «эпохи джаза». Писатель становится еще более богатым, но это не приносит ему счастья. Его жена Зельда страдает приступами помутнения рассудка, а сам Френсис начинает злоупотреблять алкоголем. С 1930 года его жена начинает болеть шизофренией.
В 1937 году Фицджеральд решает попробовать себя в роли сценариста в Голливуде. В это время он влюбляется в американскую писательницу Шилу Грэм.
В 1939 году он начинает работу над романом «Последний магнат». К сожалению, произведение ему так и не удалось закончить.
Френсис Скотт Фицджеральд умер 21 декабря 1940 года. Причиной смерти стал сердечный приступ.
Творчество Фицджеральда
Творчество Френсиса Скотта Фицджеральда весьма сильно повлияло на всю американскую литературу 20 века. На данный момент можно говорить о том, что его знаменитые произведения переживают волну перерождения. Большое количество его произведений переведены на множество языков мира, тиражируются в большом количестве, по ним снимаются фильмы. Без литературного творчества Фицджеральда трудно представить себе развитие настоящей американкой литературы.
В произведениях Фицджеральда приустают элементы модернизма, например:
- интертекст
- ретроспекция
- авторская рефлексия
Следует напомнить, что Фицджеральд жил и творил в эпоху, которую еще называют «эпоха джаза». Под джазом в данном случае понимают не музыкальное направление, а образ жизни и творческую манеру. Джаз – это импровизация и отклонение от традиций.
Еще при жизни творчество Фицджеральда высоко ценилось. Литературоведы отмечают, что несмотря на свое признание, все же произведения Фицджеральда носили развлекательный характер, серьезная тематика в них не прослеживалась.
В творчестве писателя выделяют две основные линии:
- лирико-романтическая
- социально-критическая
Обе линии гармонично связаны и сочетаются друг с другом. В произведениях писателя сплетаются как романтизм, так и реализм.
Наиболее известными произведениями Ф.С. Фицджеральда считаются:
- «Великий Гэтсби»
- «По ту сторону рая»
- «Прекрасные и проклятые»
- «Загадочная история Бенджамина Баттона»
«Великий Гэтсби»
Роман «Великий Гэтсби» считается одним из лучших произведений Фицджеральда. Действия романа происходят на «золотом побережье» Лонг-Айленда, в месте где живут представители элиты. Повествование ведется от лица Ника Каррауэйя. Он снимает дом в этом месте, неподалеку живет его двоюродная сестра Дэзи с мужем Томом, который изменяет своей жене.
Позже Том знакомит Ника со своей любовницей, которая тоже замужем. Тому становится жаль Дэзи и ему хочется избавить сестру от этого брака.
Неподалеку от дома Ника живет Джей Гэтсби. По выходным в его доме играет громкая музыка, а дом полон гостей.
Гэтсби приглашает Ника на одну из своих вечеринок и просит организовать ему случайную встречу с его кузиной. Как выясняется позже Гэтсби и Дэзи были ранее знакомы. Когда Дэзи и Гэтсби встретились их чувства проснулись заново, они стали проводить больше времени вместе.
Далее между Гэтсби и Томом происходит неприятный разговор. Гэтсби заявляет о том, что Дэзи и он любят друг друга и хотят быть вместе, на что Том сообщает Дэзи о нелегальных доходах Гэтсби. Дэзи находится в смятениях, склоняясь больше к тому, чтоб остаться с мужем.
Позже Дэзи, находясь за рулем машины Гэтсби сбивает любовницу Тома. Её муж, выяснив кому принадлежит машина, приезжает к Гэтсби убивает его, а затем и себя.
Том и Дэзи уезжают. Пользуясь своим богатством, они могли вмешиваться в судьбы людей и при этом оставаться безнаказанными.
В своем произведении Фицджеральд поднимают тему кризиса морали в американском обществе 20-х годов и сомневается в правильности тотального материализма.