Художественная речь – это языковая форма выражения образного содержания произведений литературы.
Литература как искусство слова
Художественная литература – это многоплановое явление. В ее составе выделяются две основные стороны:
- Вымышленная предметность, образы «внесловесной» действительности;
- Словесные структуры, речевые конструкции.
Такая двухаспектность художественных произведений позволила ученым говорить о том, что в художественной словесности совмещаются два разных вида искусства – искусство слова и искусства вымысла.
Искусство слова определяет облик поэзии, которая в переводах утрачивает самое главное.
Искусство вымысла главным образом свойственно беллетристической прозе, которая сравнительно легко переводится на другие языки.
Словесное начало и вымысел можно охарактеризовать не как два отдельных, разных искусства, а как две грани феномена художественной словесности.
В свою очередь, словесный аспект литературы двупланов. Здесь речь предстает в качестве средства изображения, материального носителя образности, В качестве способа оценочного рассмотрения внесловесной действительности и как предмет изображения – высказываний, принадлежащих кому-то и кого-то характеризующих. Другими словами, литература способна воссоздавать речевую деятельность. Именно это является резким отличием литературы от других видов искусств. Человек только в литературе предстает говорящим. Принципиальное значение этому придавал М. М. Бахтин. Он отмечает, что основной особенностью литературы является то, что здесь язык является не только средством коммуникации и изображения, но и объектом изображения. Бахтин утверждал, что художественная литература – это не просто использование языка, а художественное познание его. По мнению ученого, основной проблемой изучения литературы является «проблема взаимоотношений изображающей и изображаемой речи».
Художественная литература, как отмечает В. А. Грехнев, в процессе осваивания человеческого сознания «укрупняет стихию мысли» - мысль неотразимо притягивает писателя, но эта мысль не отрешена от оценки и переживания, а насквозь ими пронизана.
Таким образом, язык художественной литературы запечатлевает процессы мышления людей, их чувства, эмоции, способы языкового выражения и потому выступает своеобразным зеркалом, отражающим языковую картину разных периодов времени, разных эпох. Произведения художественной литературы становятся историческими памятниками, в которых содержится языковой материал и которые свидетельствуют об эволюции речи от древности до настоящего времени.
Речь как предмет изображения
Художественная речь частично совпадает с таким понятием, как литературный язык.
Литературный язык – это нормативный язык, его нормы зафиксированы в словарях и грамматиках.
Он является основой художественной речи, однако художественная речь кроме литературного языка использует и все возможности национального языка – жаргоны, просторечие, устаревшую лексику, диалектизмы, варваризмы, профессионализмы.
Характерной особенностью художественной речи является ее образность. Как отмечал В. Белинский «поэт мыслит образами». Язык в литературе служит материальной оболочкой образа. К образной сфере языка прежде всего относятся образные средства. Но часто и нейтральные грамматические, фонетические, лексические средства языка в разных текстах обретают дополнительные смысловые или эмоционально-экспрессивные оценки, то сеть они становятся эстетически значимыми, а значит, образными.
Грамматические формы в переносном употреблении обладают большими художественными возможностями.
В языке главной образной единицей является слово. В прямом значении слово может быть основой художественного образа, если в тексте оно получает «приращение смысла».
В художественном произведении значение слова гибко и подвижно, и поэтому восприятие читателем текста должно быть творческим. То есть читатель не только читает произведение, он вместе с писателем участвует в творческом процессе, подставляя в процессе чтения новые содержания.
У некоторых слов образность заложена в объекте изображения, свойства которого у читателя вызывают определенные оценки, ассоциации, эмоции. Поэтому объекты, выбираемые писателем для изображения, значимы, а значит, и слова, называющие их, тоже значимы.
Таким образом, в литературно-художественном произведении средства общенационального языка в зависимости от авторской установки могут преобразовываться в эстетическом и эмоционально-образном отношении. Они выступают в качестве формы словесного искусства и способствуют наиболее полному воплощению авторского замысла.
Художественная выразительность образа напрямую зависит от мотивированности в контексте речевых средств, использованных автором. Для художественной речи типичным является непрерывное использование поэтической (эстетической) функции языка, которая подчиняется задачам воплощения художественного замысла автора. В других видах она проявляется спорадически.
Специфика художественной речи обусловлена ее подчинением задачам духовного освоения мира.
Язык в художественной речи выступает не только как средство отображения внеязыковой действительности, но и как предмет изображения.
Например, в драме речь персонажей часто получает характерологические функции. Но и за пределам драмы для художественной речи типичным является активное воспроизведение действительности самого языка, ее преобразование и сознательное воздействие на нее. Особенности художественной речи при этом проявляются и в способах организации существующих и вновь создаваемых языковых элементов, в их сочетании, отборе и употреблении. То есть «приращения смысла», которые они получают в динамической структуре литературно-художественного текста, зависят и от их потенциальной выразительности в языковой система, и от внутритекстовых связей в сюжете и композиции произведения, приобретаемых ими.