Восприятие речи - это процесс, посредством которого звуки речи слышатся, интерпретируются и понимаются.
Акустически-фонетический аспект восприятия художественной речи
Произведения художественной литературы обращены к слуховому воображению читателя. Как заметил Шеллинг, любая поэзия созидается для восприятия слухом. Большое художественное значение, особенно в стихотворной речи, имеет фонетическая сторона произведений. Именно на ней была сосредоточена немецкая «слуховая филология», а затем и русская формальная школа. Ученые по-разному истолковывают звучание художественной речи. В некоторых случаях считается, что сами фонемы – речевые звуки – являются носителями какого-либо определенного эмоционального смысла. К примеру, Л. Сабанеев считал, что звук «А» - открытый и радостный, а звук «У» выражает ужас и тревогу и т. д. В других случаях, наоборот, считается, что фонемы сами по себе семантически и эмоционально нейтральны, а создание художественно-смыслового эффекта происходит путем соединения данного звукового состава и предметно-логического значения высказывания.
По утверждению Б. Л. Пастернака, «Музыка слова — явление совсем не акустическое и состоит не в благозвучии гласных и согласных, отдельно взятых, a в соотношении значения речи и ее звучания».
Истоки такого взгляда на фонетику художественной речи возникли в философии языка, которая разрабатывалась религиозными мыслителями начала двадцатого столетия: имяславцами и С. Н. Булгаковым, по мнению которого «без звукового тела нет слова» и тайна речи заключается в соединении смысла слов и их формы.
В художественном слове связь звука и значения (то есть имени и предмета), которая обозначается терминами ономатопея и звукосмысл, подробно рассмотрел и изучил В. В. Вейдле. Он утверждал, что звукосмысл появляется из органического соединения звучания слова с ритмом, интонацией, а также с «банальным смыслом» высказывания, то есть с его прямым значением. В свете такого истолкования художественной фонетики, которую часто называют звукописью, или эвфонией, актуальным становится понятие паронимии, которая достаточно широко используется в современной филологии.
Паронимами называют слова, которые имеют разное значение, но близкое, а порой даже тождественное звучание.
В поэзии они наряду со сравнениями и иносказаниями выступают в роли продуктивного способа эмоционального и смыслового насыщения речи.
Классическим образцом такого наполнения художественного высказывания фонетическими повторами является описание шторма в поэме «Девятьсот пятый год» Бориса Пастернака:
Допотопный простор
Свирепеет от пены и сипнет.
Расторопный прибой
Сатанеет
От прорвы работ.
Все расходится врозь
И по-своему воет и гибнет,
И, свинея от тины,
По сваям по-своему бьет.
Звуковые повторы присутствуют в литературном искусстве всех времен и стран. Как убедительно показал А. Н. Веселовский, народная поэзия с давних времен обращало большое внимание на созвучия слов, а звуковой параллелизм чрезвычайно широко представлен в песнях. Нередко звуковой параллелизм имеет форму рифмы.
Интонационно-голосовой аспект восприятия художественной речи
Наряду с акустически-фонетическим аспектом художественной речи важное значение имеет тесно связанный с ним интонационно-голосовой аспект. А. Белый заметил, что художник стиха или прозы должен слышать интонации голоса, который складывает фразу. Это же правомерно отнести и к читателю художественных произведений.
Интонацией называется совокупность выразительно-значимых изменений звучания голоса.
В интонации основную роль играет мелодика речи. В качестве основных интонационных средств выступают тональные средства. Мелодика речи необходима не только для построения высказывания, но и для смыслового различения. Те высказывания, которые состоят из одних и тех же слов, могут принимать разные грамматические значения – это зависит от их мелодической стороны. При помощи понижения или повышения основного тона голоса выражаются разные цели высказывания:
- Побуждение к действию;
- Сообщение;
- Восклицание;
- Вопрос;
- Порицание;
- Просьба т. д.
Среди множества типов интонации наиболее выделяются интонации восклицания, повествования и вопроса.
Повествовательная интонация характеризуется спокойным, ровным произношением всего высказывания.
Восклицательная интонация выражается повышением тона к концу высказывания.
Вопросительная интонация, наоборот, выражается повышением тона в начале предложения.
К акустическим (физическим) носителям интонации – относятся тембр голоса и темп звучания речи, высота и сила звука.
Тембровыми средствами интонации являются разные качества голоса, которые определяются состоянием голосовых связок – нейтральный голос, напряженный, хриплый, придыхательный, расслабленный, скрипучий и т.д.
Количественно – динамические средства интонации – уменьшение или увеличение громкости, изменение темпа произнесения речевых тактов.
Письменный текст, если он выразителен и субъективно окрашен, на себе несет след интонации, ощутимой в первую очередь в синтаксисе высказывания. Эффект присутствия живого голоса в литературно-художественном тексте достигается при помощи:
- Типа построения фразы, которому отдает предпочтение писатель;
- Чередования предложений разного рода;
- Отклонения эмоционально-нейтральной речи от синтаксического «стереотипа» (повторы, инверсии, восклицания, риторические вопросы, обращения).
Б. М. Эйхенбаум в своей работе «Мелодика русского лирического стиха» обращает пристальное внимание значению интонации в стихотворных произведениях, а также ее типам.
Интонационно-голосовая выразительность придает речи особое качество – колорит импровизационности и непреднамеренности. Появляется ощущение сиюминутного возникновения высказывания, иллюзия, будто оно было сотворено в присутствии читателя. Интонационно-голосовые начала при этом, как и фонетические, сообщают художественной речи эстетический характер в традиционном и строгом смысле - восприятие произведения читателем происходит не только силой фантазии, воображения, но и внутренним слухом.