Становление антифашистского движения в литературе
С первых же дней фашистской диктатуры началась и подпольная борьба с ней. Литература как мощнейшее средство распространения информации, конечно же отражала настроение сопротивления этому режиму.
Под термином «антифашистская литература» понимаются не только книги и статьи, написанные во времена самой борьбы с фашизмом в ходе Второй мировой войны, но и те, что были созданы в период захвата фашистами власти в Германии в 1933 году. [/Замечание]
В целом, 30-е годы — это годы сложнейшего экономического кризиса во всем мире, годы приближения Второй мировой войны, остро ставили перед писателями и журналистами вопрос, на чьей же они стороне. В этот подавляющий и трудный период, несомненно, большинство литераторов резко встает на защиту демократии, свободы и гуманистических ценностей. Эти тяжелые времена заставили гуманистов встать на чуждый им путь насилия, без которого одолеть врага было бы невозможно.
Произведения антифашистского сопротивления прежде всего отразились в поэзии и публицистике. Эти жанры наиболее активно реагируют на события, осваивают «науку ненависти и жестокости».
Отдельного внимания заслуживает литература эмиграции. С самых первых дней прихода к власти, фашисты явили себя уничтожителями культуры. Сжигались книги, подвергались преследованиям их авторы. Многие из них попали в концлагеря. В те годы из Германии были вынуждены уехать около 300 известных деятелей культуры. Большинство знаковых произведений литературы сопротивления было создано именно в эмиграции. К сожалению, для многих из писателей, вынужденных уехать, жизнь в эмиграции была очень тяжелым испытанием. Многие из них покончили жизнь самоубийством.
Особенности антифашистской литературы
Антифашистская литература опиралась на ценности гуманизма и патриотизма, писатели самых разных политических взглядов находили общий язык с коммунистами. Сложилась ситуация, в которой именно социалистическая гражданская позиция, именно тема героизма, не столь актуальная прежде для авторов Западной Европы, снова стала главной темой. Героическое сопротивление всех людей кровавому режиму — нравственная основа гражданской прозы и поэзии тех времен.
Одной из целей фашизма было полное уничтожение национальных культур на завоеванных землях. В этой обстановке литература приобретает три ведущих признака:
- большая часть литераторов уходит в «подполье», их произведения печатаются и распространяются нелегально;
- приоритетную роль занимает образ воина — борца за независимость, становление его характера:
- проблема нравственного выбора главного героя выходит на первый план.
В процессе сопротивления объединялись представители различных политических партий, но, вне всякого сомнения, коммунистическая партия играла роль лидера.
Преимущественное развитие получили жанры:
- реализм,
- трагедия,
- исторический роман,
- очерки и рассказы,
- мемуары.
Все жанры литератур социалистических стран на тот момент объединяло одно – раскрыть, показать внутренний мир человека, его идеологическую стойкость. Происходит слияние личного, нравственного и социального начал.
Достаточно безответственно, и даже безнравственно апеллировать к фашизму как к синониму непроизвольного зла. Это не борьба со стихией или смертельным заболеванием. Именно борьба идеологий и не что иное, нашла свое отражение во множестве произведений.
Исторические романы, своеобразный экскурс в прошлое и анализ былых политических строев — мощнейшее оружие в защите гуманизма. Томас Манн, Генрих Манн, Лион Фейхтвангер были на пике своей популярности.
В жанре социалистического реализма были очень актуальны автобиографические произведения Вилли Бределя, романы Анны Зегерс, романы Рудольфа Дитцена, писавшего под псевдонимом Ганс Фаллада.
Одним из самых популярных писателей-немцев, конечно же, является Эрих Мария Ремарк. Роман «На Западном фронте без перемен» стал причиной гонений писателя, и ему, как и многим другим авторам, пришлось эмигрировать. Все его дальнейшее творчество было антифашистским и антимилитаристским.
Антифашистская литература разных стран
В Испании гражданская война (1936-1939 гг.) разделила активную общественность на две группы, создав толчок к сильнейшему антифашистскому движению в стране. Именно Испания стала страной, куда уехали Джордж Оруэлл, Эрнст Хемингуэй, Илья Эренбург, Антуан де Сент-Экзюпери.
Польская антифашистская литература была одной из самых значительных в Европе. Стоит отметить таких авторов, как В. Жукровский, А. Каминьский, А. Важник, Р. Братны, В. Броневский.
Французская литература сопротивления фашизму также имела огромный размах.
Румыния, Болгария, Венгрия, Чехословакия дали миру многих писателей и поэтов.
В Италии с 20-х гг. фашизм являлся национальной идеологией. Но и там многие авторы находили в себе силы противостоять режиму.
Сейчас, анализируя все литературные произведения, написанные на немецком языке за годы после победы над режимом, можно отметить, что все они имеют одну ярко выраженную черту — старания развенчать фашизм, подорвать какой бы то ни было авторитет нацизма и доказать опасность его возрождения.
Как фашистское, так и антифашистское движение существует в мире и по сей день. Антифашистские идеи стали неотъемлемой частью идеологической составляющей гуманизма.
Национальные конфликты в мире продолжают разгораться то там, то тут. Расовая и социальная сегрегация не дает забыть страницы истории фашизма и победы над ним. Неонацизм был и остается опасным фактором.
Ошибочно считать фашизм перевернутой страницей, вчерашним днем. Историю можно переписать, но нельзя забыть. Фашизм как диктатура проявил себя в определенную, уже прошедшую эпоху, но можно ли считать его тем злом, что человечество уже победило – большой вопрос.
Соответственно, были и будут создаваться художественные произведения антифашистского толка.