Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лироэпические произведения

Определение 1

Лироэпические произведения – это произведения, в которых сочетаются лирические и эпические начала.

Понятие лироэпического жанра

Ряд ученых считают лироэпику четвертым родом литературы наряду с эпосом, лирикой и драмой. Другие же ученые склонны относить лироэпические произведения к системе литературных жанров. Система лироэпических жанров начала формироваться в 18 веке в связи с изменениями, происходящими в в то время в жанре эпической песни (эпической поэмы, эпопеи). Например, известно, что Шекспир написал две поэмы – «Венера и Адонис» и «Лукреция, однако оба произведения относятся к эпосу, а не к лироэпике, и продолжают традиции «Илиады» и «Божественной комедии». Поэмы Сервантеса, Дж. Бэньяна также относятся к эпосу.

В 18 веке в Западной Европе возникла так называемая «комическая поэма» (А. Поуп «Похищение локона»). В России аналогичным жанром была «ироикомическая поэма» (В. И. Майков «Душенька»). Трансформация традиционного жанра оказалась до такой степени серьезной, что поэма вышла за пределы эпического рода литературы. Среди изменений появление в поэме голоса лирического героя, который комментирует и сопровождает повествование о героях и событиях. В итоге читатель потерял свободу объективной оценки сюжетного действия, а представление о происходящих в художественном мире событиях перестало быть непосредственным. Другими словами, в поэме читатель не сам наблюдает происходящие события и героев произведения, а слышит рассказ постороннего человека, который уже оценил эти события и дал им свою собственную эмоциональную оценку. Повествователь уже с первых строк задает отношение к персонажам, и именно эмоциональный настрой рассказчика и его лирический комментарий определяют восприятие читателем происходящих в поэме событий и персонажей. Но лирический элемент поэмы не просто направляет читательское восприятие и корректирует, он полностью определяет его, тем самым лишая читателя возможности самостоятельно и независимо оценить описываемые события и персонажей. Таким образом формируется новый жанр, который оказывается за пределами всех литературных родов.

«Лироэпические произведения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В лироэпическом жанре связь двух начал – эпического и лирического – может выступать в следующих качествах:

  • Как единство темы;
  • Как психологически-бытовая мотивировка рассказа;
  • Как саморефлексия рассказчика;
  • Как прямое участие писателя в развертывающемся сюжете.

Лироэпические жанры

Основными лироэпическими жанрами являются:

  • Поэма
  • Баллада
  • Роман в стихах.

Поэма является наиболее характерным для лироэпического жанра. Поэма сочетает в себе лироэпическую исповедальность и эпический размах, широкое развитие образа лирического героя и развернутый сюжет. Поэма раньше других эпических форм искусства способна отзываться на самые актуальные, самые серьезные и волнующие вопросы своего времени. В поэме часто раньше, чем в прозе отображаются изменения в социальной психологии, и она раньше всех выходит к осмыслению главных вопросов времени, имеющих ключевое значение для судеб нации. Например, поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» отличается широтой охвата событий действительности, масштабность проблем и значительность этих событий, а повествовательный план в произведении соединен с глубочайшим лиризмом. Полное взаимопроникновение эпического и лирического начал характерно поэмам А. Т. Твардовского, которые в постановке проблем, имеющих важное значение для целой эпохи, сходятся с прозой.

В 18 веке в литературе появляется еще один жанр, который также не относится ни к одному из трех традиционных литературных родов. Этот жанр – баллада, один из самых популярных фольклорных жанров, который не могли оставить без внимания поэты.

Литературная баллада изначально появилась в формах мистификации и стилизации. Поэты стремились выдать свои оригинальные сочинения за произведения фольклора, которые якобы были найдены, услышаны и записаны ими. Английский поэт Т. Чаттертон придумал образ средневекового монаха, которому приписывал свои произведения – так появились так называемые «баллады Роули». «Песни Оссиана», написанные Дж. Макферсоном, публикуются как мистификация. Макферсон свои произведения выдавал за якобы сохранившиеся в устной народной поэзии бардины кельтского воина-певца, жившего в 3 веке.

После того, как баллада была признана полноценным литературным жанром, К. Брентано, немецкий фольклорист и поэт-романтик, включил свое самое знаменитое произведение «Лореллея» в сборник немецких народных песен «Волшебный рог мальчика», который он собрал совместно с А. фон Арнимом.

Замечание 1

Литературная баллада с самого начала была ориентирована на фольклорный жанр и подражала ему. Кроме того, увлечение балладами не было продиктовано модой, баллада сразу заняла прочные позиции в литературе и сохраняет их по сей день.

Свойства фольклорной баллады, обнаруженные поэтами, именно в этот период оказались чрезвычайно востребованы и полностью отвечали эстетическим поискам авторов:

  • Усиление лирического начала в повествовательных произведениях. Баллада, как и поэма, содержит в себе рассказ о каких-либо событиях, имеет сюжет.
  • Широкие возможности для расширения диапазона лирического воздействия на читателя, кроме позиции лирического героя-рассказчика.
  • Краткость, лапидарность.
  • Отсутствие «запретных» тем. В балладе можно рассказывать о предательстве, измене, кровосмешениях, убийстве. В балладах появлялись ожившие мертвецы, призраки, и даже сам дьявол.
Определение 2

Таким образом, баллада – это лироэпический жанр, содержащий эмоциональную оценку персонажей на основе сюжетного повествования о личных драмах, исторических событиях, фантастических явлениях, который строится на основе открытого или скрытого диалога.

Литературные баллады бывают историческими, фантастическими, семейными, философскими.

Романс – еще один жанр, относящийся к лироэпическим. Он близок к балладе, но менее универсален и менее продуктивен.

Определение 3

Романс – это лирический монолог героя, который переживает личную любовную драму.

Он может рассматриваться и как вариация литературной баллады, и как отдельный лироэпический жанр. В начале 19 века появился новый лироэпический жанр, который оказал большое влияние на литературу и на формирование лироэпики как отдельного литературного рода.

Определение 4

Роман в стихах – это лироэпический жанр, который соединяет в себе эпическое повествование о жизни в ее противоречивости и несовершенства с лирической оценкой изображаемого художественного мира, определяющей отношение читателя к описанным событиям, персонажам и художественному миру.

Первым образцом романа в стихах стало незавершенное произведение Байрона «Дон Жуан». Еще одним ярким примером этого жанра является произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Однако роман в стихах оказался непродуктивным жанром и в дальнейшем оказался не слишком востребованным. Это связано не только с тем, что художественные возможности этого жанра ограничены, но и с тем, что создание художественного мира в этом случае требует от поэта виртуозного владения поэтической техникой и гениальности, которые невозможно заменить трудоспособностью.

Дата последнего обновления статьи: 06.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot