Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Композиция произведения: рамка

Определение 1

Обрамление — это вид композиции литературного произведения, при котором фабульные единицы объединяются путем включения их в рамку – самостоятельную нефабульную или фабульную единицу.

Понятие, функции рамочного текста

Литературное произведение – это речевое высказывание, которое зафиксировано как последовательность знаков, то есть текст. Текст имеет рамку, которая в зависимости от рода литературы, жанра, национальной традиции и т.д. оформляется по-разному. Слова текст и произведение не являются синонимами. Текст – это материальный носитель возникающих в сознании читателя образов.

Рамочный текст (рамка) выполняет следующие функции:

  • Подчеркивает особый статус произведения как эстетической реальности, противопоставленной первичной реальности. Рамочный текст в литературе является одним из главных условий формирования художественной иллюзии.
  • Установка на эстетическое восприятие текста.

Компоненты рамки отделены от текста графически. Функцию установки на эстетическое восприятие текста выполняют следующие компоненты:

  1. Заголовочный комплекс – имя автор, заглавие, подзаголовок, предисловие, эпиграф, посвящение. Заголовочный комплекс создает «горизонт ожидания»;
  2. Авторское послесловие, авторские примечания, оглавление, обозначение места и времени создания произведения. в драматических произведениях к этим компонентам еще добавляются сценические указания, список действующих лиц.
Замечание 1

Рамочный текст делится на внутренний – оформление начала и конца глав, частей, песен, и внешний – он относится ко всему произведении. Состав компонентов рамки определяется жанром.

Компоненты рамочного текста

Компонентами рамочного текста являются:

  • Заглавие
  • Подзаголовок
  • Эпиграф
  • Посвящение
  • Предисловие
  • Оглавление
  • Послесловие
  • Примечания

Заглавие – это первая строка текста, выделенная графически, которая содержит название произведения. Заглавие, идентифицируя и называя, не только обособляет свой текст от остального, но и представляет его читателю. Заглавие сообщает об идее, главной теме или нравственном конфликте произведения (например, «Сто лет одиночества» (Г. Гарсия Маркес), «Отцы и дети» И. С. Тургенев) и т.д.), о действующих лицах, («Будденброки (Т. Манн), «Госпожа Бовари» (Г. Флобер) и т.д.), сюжете («Двойная ошибка» П. Мериме), месте и времени действия («Петербург» (А. Белый) и др.

«Композиция произведения: рамка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Заглавие может содержать эмоциональную оценку героев произведения или описываемых событий, которая опровергается в ходе повествования или подтверждается. Заглавие является одной из так называемых «сильных позиций» текста. Даже в заглавиях, которые выглядят внешне нейтральными, всегда ощутимо присутствие автора. Поэтому для внимательного читателя заглавие является первой ступенью в интерпретации произведения. От того, насколько удачно выбрано заглавие, будет зависеть судьба книги.

Определение 2

Подзаголовком называют дополнительные сведения о произведении, которые помещают непосредственно после заглавия.

Подзаголовок является основным носителем предметно-логической информации о тексте. Он, как правило, сообщает читателю о жанровых и стилистических особенностях произведения (например, «Евгений Онегин. Роман в стихах» А. С. Пушкина). Часто традиционный жанровый подзаголовок применяется писателем для того, что подчеркнуть новаторство произведения, показать его творческий спор со сложившимися литературными канонами. Такие подзаголовки, внешне нейтральные, в новом контексте неминуемо приобретают своеобразный элемент оценочности (например, «Пастух и пастушка. Современная пастораль В. П. Астафьева). Кроме указания на жанр, в авторском подзаголовке могут содержаться сведения о тематической составляющей произведения (например, пьеса А. Н. Островского «За чем пойдешь, то и найдешь. Женитьба Бальзаминова»); авторской трактовке описываемых в произведении событий и героев (У. Теккерей «Ярмарка тщеславия. Роман без героя); источнике сюжета либо рассказчике (Ф. М. Достоевский «Белые ночи. Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя»).

Определение 3

Эпиграфом называется точная либо измененная цитат из другого произведения, которая предпослана всему произведению либо его части.

Эпиграфами могут быть самые разнообразные тексты – произведения художественной или сакральной литературы, афористика, официальные документы, автоцитаты, мемуары, произведении фольклора. Строки, взятые на эпиграф, как правило, выполняют функцию прогнозирования. Они сообщают читателю о главной теме или идее произведения, характеристике персонажей, ожидаемых сюжетных поворотах, эмоциональной составляющей. Эпиграф - это текст в тексте, который обладает собственной семантикой и своей образной структурой. В ряде случаев эпиграф является вполне самодостаточным (эпиграф – афоризм, пословица или поговорка), однако чаще всего он выступает в роли заместителя цитируемого текста. Эпиграф связывает созданное произведение с источником цитаты.

Посвящение – это указание лица, в честь которого создано данное произведение или которому это произведение предназначается. Посвящение возникло в эпоху античности и на протяжении многих веков являлось почти обязательным. Восхваления важного лица были своеобразной данью писателя своим покровителям и меценатам. Со временем посвящения стали выражением сердечной привязанности и искренней дружбы, в некоторых случаях посвящения являются особым знаком литературной преемственности.

Предисловием называется вступительное слово автора, которое предпослано основной части произведения. предисловие по своему назначению отличается от пролога.

Пролог – краткое описание событий, который предшествовали разворачивающимся в произведении.

Предисловия были и остаются популярной формой изложения писателем тех творческих принципов, которые были реализованы в произведении.

Система внутренних заглавий произведения называется оглавлением. Так же, как внешнее заглавие, функции и форма оглавления, а также его роль в процессе организации читательского восприятия в ходе развития литературы менялись. Современное оглавление позволяет читателю заранее узнать о тех темах, которые раскрываются в данном произведении, а также переводит повествование из сюжетного плана в образно-символический.

Послесловием называется заключительное слово писателя, которое располагается после основного текста произведения. послесловие отличается от эпилога.

Эпилог – это повествование о том, как сложилась судьба героев произведения после событий, описанных в основной части произведения.

Как правило, послесловия не связаны с сюжетной стороной произведения. авторы используют послесловия для объяснения своих этических либо эстетических взглядов, полемики с критикой.

Примечания – это пояснения, которые, по мнению автора, необходимы для лучшего понимания произведения. Примечания, в отличие от других компонентов рамки, не имеют строго определенного положения в текстовой структуре. Примечания могут быть расположены в конце всего текста или в его части.

Дата последнего обновления статьи: 11.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot