Композиция – это система формально-содержательных структур произведения и система их выбора.
Композиция и компонент
Компонент является элементом большого целого, например, композиции. Это фактор, который содействует в организации надрядовой конструкции. Композиция – это целесообразное расположение материала в целостности художественного произведения.
В широком смысле, композиция – это совокупность использованных автором приемов для создания своего произведения, приемов, которые создают общий рисунок произведения, распорядок и расположение отдельных его частей, переходов между ними и т.д.
Таким образом, сущность композиционных приемов сводится к созданию некоего сложного целого, сложного единства, их значение определяется выполняемой ими ролью на фоне этого целого. Среди основных видов композиции выделяется:
- Описательная композиция
- Повествовательная композиция
- Изъяснительная композиция.
Как термин поэтики, компонент в учении о литературной композиции обозначает те части произведения, которые могут быть определены как существенные для его состава и строения. Внешними компонентами композиции являются:
- Строфа
- Глава
- Стопа
- Отдельная фраза и т.д.
Также внешними компонентами композиции являются стилистически обособленные моменты – описательные, повествовательные части, косвенные и прямые характеристики, лирические отступления, диалог, так как они в своих сочетаниях являются характерными для композиции целого. Компонентами композиции являются такого рода части, как заключение, эпилог, вступление и т.д. В качестве компонентов рассматриваются и элементы внутренней структуры, такие как тема, сюжет, отдельные персонажи в системе персонажей.
Таким образом, компонентом композиции называют отрезок произведения, где сохраняется один способ изображения – диалог, характеристика и т.д., либо единая точка зрения рассказчика, автора, одного из персонажей на изображаемое.
Взаимодействие и взаиморасположение этих компонентов составляет композиционное единство художественного произведения. Часто композицию отождествляют с сюжетом, системой образов и со структурой произведения. Иногда в качестве синонимов понятий структура и композиция выступают понятия конструкция, архитектоника, построение.
Компоненты внутренней композиции произведения:
- Пролог. Чаще всего это предыстория, однако ряд авторов в качестве пролога берут какое-либо событие из середины истории, а иногда и из финала, совершая таким образом оригинальный композиционный ход. Пролог является интересным, ер не обязательным компонентом композиции;
- Экспозиция – это исходное событие, в котором представляются герои, описывается мир, намечается коллизия;
- Завязка – это события, в которых завязывается коллизия, конфликт;
- Развитие действий;
- Кульминация – наивысшая точка напряжения, пик эмоционального накала, столкновение противоборствующих сил;
- Развязка – итог кульминации;
- Эпилог – это итоги по сюжету, оценка событий и наметки дальнейшей жизни персонажей. Эпилог является необязательным элементом произведения.
Также в художественном произведении присутствуют образные компоненты композиции. К ним относятся образы персонажей и героев, которые раскрывают авторский замысел и идею, продвигают сюжет; образы обстановки, в которой происходит развитие действия – описания городов, стран, пейзажи, образы дороги, интерьеров и т.д. в основном, образные элементы работают на сюжет.
К речевым компонентам произведения относятся монолог, диалог, лирические отступления. Речевые элементы – скорость восприятия художественного текста. Диалоги – это его динамика, а лирические отступления и монологи – статика. Текст, в котором отсутствуют диалоги, зрительно кажется громоздким, нечитаемым, неудобным, что отражается на композиции. Композиция без диалогов тяжела для восприятия.
Также в композиции присутствуют внесюжетные элементы – вставки. К ним относится ретроспектива – сцены из прошлого. Это могут быть длинные эпизоды, которые раскрывают образ героев, показывают истоки ситуации или историю мира. Либо это короткие сценки – флешбеки, исключительно атмосферные и эмоциональные эпизоды.
Точка зрения и перспектива
Точка зрения – это отношение повествователя к повествованию, которое, по мнению многих критиков, определяет художественный метод произведения и характер персонажей.
Точка зрения может быть внешней и внутренней. точка зрения является внутренней тогда, когда повествователь является одним из персонажей. В таком случае повествование ведется от перового лица.
Внешняя точка зрения – это внешняя позиция субъекта, не принимавшего участие в действии. В таком случае повествование ведется от третьего лица.
Внутренняя точка зрения может быть различной. В первую очередь это повествование от лица главного героя. Повествования такого рода претендует на автобиографичность.
Также повествование может быть и от лица менее значительного персонажа, не героя. Данный тип предоставляет автору множество преимуществ. Второстепенный персонаж может описать главного героя извне, также он может везде сопровождать героя и описывать его приключения. Внешняя точка зрения дает, в прямом смысле, простор всеведения. Сознание, которое находится вне описываемой истории, рассматривает всех персонажей и героев с одинакового расстояния. Повествователь в данном случае владеет настоящим, прошлым и будущим, знает все тайные чувства и мысли персонажей. Главным недостатком позиции всеведения является невозможность приближения к месту действия. Такие недостатки преодолеваются во внешней точке зрения, которая ограничивает возможности повествователя.
Подвижная точка зрения обеспечивает возможность пользоваться разными точками зрения в рамках одной истории или книги. Она дает возможность противопоставлять и расширять разные способы восприятия, удалять или приближать читателя к сцене.
Точка зрения, с которой воспринимается событие и рассказывается, называется перспективой.
Перспектива – это отношение повествователя, к происходящему в произведении. При этом повествователь не должен быть идентифицирован с автором текста.