Событие – это одна из важнейших категорий текстообразования, имеющая важное значение для построения речевого сообщения, связанная с описанием различных действий объекта и субъекта в конкретно определенном времени и пространстве.
Событие как элемент сюжета
Согласно У. Д. Чейфу, в процессе построения суждения из ситуации или события выделяются предметы, которым принадлежат роли в границах данного события. Согласно А. Ф. Папиной, событие выражает основное сообщение. В качестве видовых понятий категория событие включает в себя:
- событие,
- процесс,
- состояние,
- факт.
Событие выражается при помощи следующих средств: процессные, событийные предикаты, событийные существительные, предикаты со значением факта и т.д. Событие бывает вымышленным, реальным, художественным. К тому же, выделяется оппозиция реальное событие – виртуальное.
Художественное событие – это результат творчества автора, способ выражения фактов личной либо общественной жизни человека, фактов существования природы в поэтическом и прозаическом тексте.
Существует несколько видов художественных событий:
- Художественное событие – обобщение;
- Конкретное художественное событие;
- Поэтически трансформированное художественное событие;
- Художественное событие-абстракция.
Ю. М. Лотман в книге «Структура художественного текста» дает двоякое определение события. С одной стороны, событие по Лотману – это перемещение действующего лица через границу семантического поля. С другой стороны – это некое отклонение от существующих норм, то, что произошло, хоть и могла не произойти, включая и пересечение запрещающей границы, утвержденной бессюжетной структурой.
Событие «сюжетологии» целиком происходит в действительности, о которой ведется речь. Событие нарратологии относится к действительности рассказывания – миру читателя и автора. Тое есть, персонаж, как и семантика каких-либо выражений и слов, группируемая в семантические поля с точки зрения читателя, с внутренней точки зрении я- моменты и элементы изображенной в произведении действительности. Сам текст, напротив, является элементом действительности читателя, которой принадлежат границы выражений и слов, присутствующих в тексте. Однако пересекать их персонаж со своей точки зрения не способен. В мире персонажа для него существуют границы, которые разделяют моменты времени или части пространства, имеющие значение для его жизни. Перемещение персонажа через данные границы формирует сюжет.
Гегель противопоставляет происшествию событие, используя понятие цели. Он пишет, что в этом отношении сначала необходимо установить различие между происходящим и действием, принимающем в эпическом произведении форму события. Просто происходящее – это внешняя сторона и реальность любого человеческого действия, которое не требует осуществления какой-либо особенной цели, и любое внешнее изменение вообще в явлении и облике всего существующего.
Данное суждение принадлежит к теории сюжета – то есть, имеется в виду мир персонажа соотношение между обстоятельствами и его целью.
Событие – это реализация намерения, то есть совпадение «внешнего» и «внутреннего». Событием можно считать и столкновение с препятствиям, отсрочивающими или исключающими исполнение поставленной цели.
Если соединить определения, данные Лотманом и Гегелем, можно сформулировать общее для этих трактовок содержание – «сюжетологическое» определение категории события. Таким образом, событие, как элемент сюжета – это переход действующего лица через границу, которая разделяет семантические поля в тексте (с точки зрения читателя и автора) или сферы времен и пространства в изображенном мире - с точки зрения персонажа, связанной с его представлением о намеченной цели и препятствиях к достижению этой цели.
Событие как понятие нарратологии
Понятие события как «того, что произошло, хотя могло и не произойти» формируется у Ю. М. Лотмана совершенно в другом контексте. Он сравнивает представления авторов и читателей разных исторических эпох о том, какой будет вероятность какого-либо происшествия или события. Другой стороной дела является значимость происшествия или события относительно к признанной системе ценностей и норм. Безусловное принятие нарративных преимуществ казуса необоснованно и неразумно. Решающее значение имеет то, каким образом точка зрения читателя, предметом которой является текст, соотносится с внутренней точкой зрения, присущей действующим лицам, для которых предметом видения является «реальный» для них мир.
Например, такое типическое для детективного жанра событие как убийство с различных внутренних точек зрения персонажей, к которым может присоединиться и читатель, может выглядеть по –разному. Для персонажа – детектива это событие выглядит как интересный для расследования казус, для персонажа – преступника – как достижение намеченной цели, для других персонажей – как жизненная драма. Но во всех варианта оценки, убийство с внутренних точек зрения будет являться жизненным событием, а поэтому будет считаться отклонением от жизненных норм – этических, психологических, социально-правовых.
С внешней относительно действительности героев точки зрения все выглядит наоборот. С такой точки зрения убийство читателем рассматривается как литературная норма для произведений этого жанра.
Ж. Женетт говорит об особом нарративном событии, субъектом которого является персонаж. Понятие события у этого ученого относится и к тому, о чем рассказывают, и непосредственно к самому рассказыванию. Однако, в то же время Женетт четко разграничивает эти два аспекта художественной структуры.
М. М. Бахтин в работе «Формы времени и хронотопа в романе» говорит об одновременном единстве сюжетного и нарративного событий и их различиях.
Таким образом, термином «событие» обозначаются принципиально различные предметы разных дисциплин литературоведения.
В сюжетологии и нарратологии событие разграничивается на то, о котором рассказывается в произведении и на событие самого рассказывания.